Грязный банщик в парилке

Mar 23, 2017 22:00


На одном из тренингов среди прочих коллег были запомнившиеся для меня двое. Одна работает с завимостьями. Вторая - с подростками, депрессиями и суицидами. Обе тяжелые, смотреть больно. Слезы близко, цвет лица землистый, даже малыш на улице мог бы спросить "тётенька, что с вами". На шерринге чуть что - плачут, мол, мы сами в депрессии, а клиенты все идут и идут со своими проблемами.

Понимаю - ипотека, дети, все бывает... Но пока ты болен вот настолько тяжело, пока в тебе даже энергии нет - ты не эффективен совсем. То есть и деньги за свою работу брать не очень честно. Тем более если столь разрушительный эффект она производит на тебя самого, когда ты касаешься в другом собственной боли. Если говоришь "ты справишься и будешь жить", а внутри звучит "когда ж я сдохну" - какие результаты?


Впервые я столкнулась с этим диссонансом, когда психолог центра, которым я руководила, решил уйти в свободное плаванье и открыть свой центр. Он ходил под замок в мой офис, чтобы записывать рекламные видеоролики для личной практики, воровал контакты клиентов. Когда я его в этом уличила, он покрылся пятнами и сказал, что на все в жизни имеет право (наверное на тренинге услышал что-то и неверно понял, а еще забыл про уголовный кодекс). Я тогда не практиковала, имела опыт клиентский и полагала, что психологи все же скорее в чем-то более зрелые люди, а не бездумные волшебники. Но видя трясущегося от нервного напряжения и с лицом в пятнах психотерапевта с десятилетней практикой спросила прямо "как вы можете учить людей быть счастливыми, если сами не верите в свои силы настолько, что вынуждены воровать"? Я была настолько удивлена нелепостью ситуации и его видом, что даже не смогла разозлиться. Встретив меня год спустя на лестнице бизнес-центра, он толкнул меня плечом и не поздоровался в ответ. Собственно, у него нет центра. Дальше кабинета он не смог развиться и это показательно.

В ходе практики я поняла, что ты беспомощен помочь человеку в проблеме, которую не решил сам. Ты знаешь о ней все, как должно быть, ты правильно говоришь и понимаешь, видишь, что даже в жизни других так и происходит, и ни одна извилина не просигналит тебе о том, что что-то не логично. И вся информация с тренингов и из книг, созвучных проблеме клиента, ложится тебе в мозг хорошо и удобно. Но если ты не прожил это - пиши-пропало. Человек от тебя уходит точно таким, как ты сам - со знанием, но без осознания и без проживания, а следовательно - и без присвоения, без исцеления. Собственно, пробуксовка клиента в какой-то теме, когда саботаж и сопротивление пройдены, нередко для меня повод обратиться к себе - что-то мне мешает помочь достроить ему пазл, какого-то оттенка не чувствую и не вижу. Возможно, мне по причине собственного бельма на глазу не видно это. И именно поэтому я всегда в контакте с собственной внутренней историей, зная, что в любой момент она что-то может преломить по-своему, а может быть, и вовсе решила рядом с этим клиентом добавить нужный пазл к моему же исцелению.

Конечно, психологу не обязательно иметь и прорешать все травмы на свете)), чтобы эффективно помогать в разных сферах, но вот там, где ты хромаешь сам - реши уж, будь добер, как говорится. Тем более, если плачешь и если свет не мил. Тут уж повод не для супервизии, для долгосрочной личной терапии. Снимай и клобук, и шапку-мономаха, и корону иллюзий, и плащ Супермена, что вместе напялены и пригласили в гости подругу-депрессию.

Мне близок тот самый архетипический раненый целитель. К тебе приходит чья-то раненая душа, и ты понимаешь, что это еще одна не исцеленная часть тебя. Через контакт с клиентом, со своей реакцией на его боль, с его потерянными частями и своими - ты можешь исцеляться бесконечно и расти. Важно только снять себя с пьедестала гуру, спасителя всея Руси и психолога-психолога, который пожил и про жизнь все понял, у него об этом и диплом имеется, диссертация и много сертификатов (правда нередко еще свидетельство о разводе, проблемы с близкими и психосоматика, которую не скрыть).

Ты просто человек, который взял на себя ответственность помогать, и в этом для меня вся профессиональная этика. Помоги себе для начала... Потому что грязному банщику нечего делать в парилке. Я не призываю к святости, конечно, но честность с самим собой терапевтична по сути. Если снять корону опять же, которая защищает от собственной боли и несовершенства.

Лена

работа, профессия, мысли

Previous post Next post
Up