В работе нашей, я имею ввиду агентство - прямо повторяющаяся серия маразмов. Вообще, да - реклама и маркетинг, как и фотография с дизайном и написание текстов - это из разряда, где все типа что-то да шарят. Хотя эти шарящие люди, когда сами-то пальчиком водят дизайнеру и настаивают, как надо - получают на выходе уродство. Только они уродство сие так любят, что всем за шедевр выдают, не понимая, что оно - суть отражение в лучшем случае их безвкусицы, в худшем - кривого нутра. Потому что мнить себя профессионалом там, где люди тратят годы жизни и усиленной работы - это надо еще и ума не иметь.
Завелся у нас один клиент. Именно завелся... потому что еще на заре создания агентства я писала в правилах, что у меня (теперь у нас) никогда не будет отдела продаж. Ибо человек должен нуждаться, поискать, оценить уровень и понять, что с этими людьми он сотрудничать хочет. А когда ты ему хочешь что-то продать, он начинает думать, что ты хочешь его денег гораздо больше, чем его развития. Собственно, схема моя работала и работает безупречно, ибо она из опыта, а когда мы ее нарушали - получали геморрой на свою голову. Наши работы говорят сами за себя и нас продвигают, нас рекомендуют, мы работаем по сарафанному радио.
А тут сделали рассылку - протестировать базу нашего партнера на эффективность и завелся у нас клиент. Сначала причитали, как им плохо делали в другом агентстве, ну, вообще, да - при наружниках и полиграфических фирмах дизайнеров хороших мало, а маркетологов и вовсе нет. И мол они такие бедные, устали водить пальцем этим дуракам. Заключили мы договор, и тут эти клиенты стали уже хвастаться тем недоделием, которое под их руководством было сделано (вообще, дизайнеры могут быть и не виноваты, если им менеджер сказал "делай, как скажут" - это вопрос политики агентства, зарабатывать деньги любым способом или достойно), календари нам показали, в которых страх и ужас, а они горды ими. Потом хотели фирменный стиль заказать, потому что и лого у них страх и ужас, но денег на него жалко. Хуже того, когда они слышат о деньгах, сразу начинают принижать вообще всю нашу сферу деятельности, мол, это того не стоит. Ок, не стоит - идите лесом.
За каждую встречу эти клиенты запоминали новые понятия от нас, какие-то тонкости, а на следующей встрече уже говорили, мол, да это фигня - тут наложил, там приложит, выворотка, прогоны... мы все знаем, это ерунда, тут не за что платить. Мы занимались своими делами, а эти принижатели все же объявились и заказали у нас дизайн календаря. Все концепты, предоставленные от нас - были адекватны и им понравились, но они хотели по недоумию и гордыне что-нибудь там поправить. Причем все их фантазии нарушали и дизайн, и смысл, и законы верстки, и цветовые решения. Фантазии они описывали всем офисом, не в силах принять на себя ответственность каждый по отдельности, если их выполнять - вышло бы что-то вроде письма дяди Федора из Простоквашино. Мы отказывали, поясняя, что это невозможно, они топотали ногами и говорили, что тот их календарь был сделан ими - разве плохой? Конечно, плохой, но мы об этом не стали говорить.
Календарь в итоге приняли, каким он должен быть. Потом они решили этот календарь через нас заказать. Мы сказали им цены, и тут они начали конючить, мол, вы должны нам скидку в 15%. Я говорю, с чего - это размер агентской скидки, за которую мы контролируем качество, берем на себя ответственность за продукт на выходе, подбираем календарную сетку, смотрим цветопробы и делаем прочие вещи. Плюс налоги, понятное дело. Если у вас есть время, знания и так далее - вы можете заказать напрямую, будет стоить столько же. Они опять же пытались нам доказать, что у нас скидка больше, что мы вообще живем и жируем на скидках, а дизайн календаря у нас вообще говно, но они его приняли. И вообще все, что мы делаем - ничего не стоит. Фирма эта, к слову - просто поставляет и перепродает масла для автомобилей.
Я ничего не сказала, потому что смысл с неадекватом говорить. Они, когда им говоришь, чтобы шли лесом, начинают чуть ли не на шею вешаться и говорить "мы пошутили". Придя домой, написала письмо, что такой некорректности я еще не видела, и наше сотрудничество закончено, приложила исходник календаря.
Потом вКонтакте меня достал один бизнесмен. Начал присылать мне свои модули, чтобы я откритиковала, видимо, отследив где-то, что нас пригласили в экспертный совет по брендированию региона при Губернаторе. Я пояснила, что все модули - безосновательное говно, так как у его компании нет ни философии, ни стратегии, ни чего-то внятного для клиентов. Он стал просить консультаций, под видом "а как вот так?". Я спросила, почему он не сделает весь дизайн сообразно стратегии бизнеса - по уму, он ныл, что денег нет. В ходе разговора выяснилось, что машина у него из салона и он посчитал, что это выгодно, что в общем-то он не нищий. Он говорил, что маркетинг - это фигня и что эпоха брендов прошла (зачем тогда меня мучить вообще?). Когда я его спросила, кто это сказал... Знаете, я никогда не думала, что эти имя и фамилия вообще могут высветиться в каком-либо из окон моих месенджеров и уж тем более по такому поводу! Он ответил: "Это сказал Бари Алибасов".
Тут я и вовсе упала. Когда я спросила, почему он считает, что маркетинг, который помогает ему зарабатывать - это бесплатно, он ничего не нашелся сказать. То есть маркетинг - это фигня, но если за бесплатно - то очень даже нужно. Страшное дело, что этот человек еще и преподает в университете экономику! И у него есть сертификат, гордо вывешенный вКонтакте, что он шарит в Инновационном предпринимательстве и инновационных предпринимательских технологиях.
Вообще, что я хотела бы сказать по своим наблюдениям... В предпринимательство сегодня приходят люди с мышлением нищебродов. Возможно, стране, выкосившей предпринимателей, других неоткуда взять. Но мало кто из предпринимателей может производить, еще меньше - могут уважать других предпринимателей, и уж совсем мало умеют отдавать. В основном сегодня эпоха перепродавцов, а перепродавцы думают о процентах. Это единственное, о чем они думают. Как они воруют на процентах-откатах, так, думают они, - воруют на этом и все остальные. Они хотели бы, чтобы все было круто у них, но желательно не ценой своих усилий, а ценой того, что будет продавлен партнер, будут отжаты проценты у него. Вот и весь бизнес.
В кризис первое, на чем экономят русские предприниматели - они урезают зарплаты и сокращают должности. Зачастую именно не оптимизируют, ибо кризис клевая штука для того, чтобы включить мозги и поразмыслить, как же лучше устроить все бизнес-процессы, а просто косят тех и этих. Да и вообще, нередко предприниматели считают, что платят они ни за что. Они же не думают, что если ты платишь ни за что, значит, просто не можешь наладить бизнес так, чтобы платить за что было.
В стране, где огромные деньги идут на субсидии начинающему предпринимательству, не проверяют людей на способность этими предпринимателями быть! А после - не проверяют даже то, как тратятся эти деньги. Нет статистики, сколько предпринимателей закрепилось, и нет консультационной помощи-поддержки со стороны минэкономразвития на местах, чтобы помочь предпринимателям закрепиться. Да и некому проверять и помогать предпринимателям в министерствах - в правительстве сидят такие же не предприниматели. И это порочный круг, ужасная бесхозяйственность, дурной расход финансовых, временных и человеческих ресурсов. В предпринимательство приходят кучи лентяев, которые не хотят работать на дядю, но и сами на себя не могут, могут только купи-продай, а чтобы наладить и это приятным и достойным образом для покупателя - денег жалко. Лучше в Египту съездить или в сауну, машину для статуса купить.
Плохо опять же, что люди забыли о корнях предпринимательства, в том числе русского. О том, что предприниматель в первую очередь решает проблему в обществе, занимая ту или иную нишу. То есть он зарабатывает на том, что полезно для общества. Не хочу хвастаться... но летом, когда я собирала клевер, вот-вот должен был пойти дождь дождь, уже темнело и я ползала в свете фар машины... меня ждал и потерял Дима, так как телефон там не ловил, но лето шло к концу, и я обрывала этот клевер для наших чаев и думала, что кому-то он может быть очень нужен. Я вспоминала в тот момент тех, кого после химиотерапии посылали к нам за Иван-чаем с клевером (они оба очень здорово выводят токсины) онкологи, вспоминала глаза людей, посмотревших в глаза раку и смерти, и продолжала собирать, пока не пошел дождь. Я в тот момент еще раз уверилась, что мы делаем нужное дело, что действительно наш бизнес помогает людям становиться здоровыми за простым чаепитием и нам надо продолжать, потому что вдобавок это возрождает культуру русского чаепития.
И меня удивляет, когда бизнес ведется на халяву. Удивляет и поражает! Для чего это? Ведь кривой бизнес также кричит о кривости нутра его строителя, как грязная квартира о халявстве ее хозяйки.
Недавно мы были экспертами в проекте для молодых предпринимателей. Знаете, что самое страшное? Они все хотят инвестиций. Это сладкое манкое слово "инвестиции" заполонило их умы, они мечтают, что им дадут бабла и они потратят его в соответствии с циферками бизнес-плана. А сами эти молодые типа предприниматели не могут вложиться даже в достойное название, логотип, сайт, отделку помещения или что-то другое, нужное на старте - то есть показать серьезность своих намерений, действительно вложить часть зарплаты или еще каких-то заработанных денег в свое будущее. Они хотят инвестиций! Другие, являясь программистами и желая открыть портал, не хотят самостоятельно взять да спроектировать его, за просто так, ведь они же это в конце концов могут. Но нет - они ждут инвесторов, хотя там вопрос и сотни тысяч рублей не стоит!
Это какой-то парадокс и маразм. Время сумасшедших бригад на трассах и дурных новых русских прошло, вроде бизнес стал более цивилизованным, осмысленным, но, Боже, почему в него приходят так мало истинных предпринимателей, которые умеют зарабатывать деньги так, что всем вокруг радостно, что всем приятно отдавать деньги за их товар? Такое чувство, что сегодняшние предприниматели - потомки бедноты и голодного рабочего класса, которые думают лишь о том, что есть сегодняшний день и надо хапнуть по максимуму, совершенно не понимая, что любой бизнес - это вложения, стратегия и ежедневная работа, в том числе по оптимизации. Неужели так выхолостили все же за время репрессий тех, кто может мало спать и много делать, кто бодрствует разумом и духом, кто что-то производит и умеет творить благо не ради пиара, а потому, что так нужно, так Бог поставил, таков закон Вселенной. И занимается предпринимательством, не потому, что хочет что-то взять, а потому, что может что-то дать... и благодаря этому заработать.
Я очень большой тормоз по части конфликтов, противодействия и тому подобного. Я родилась такой и ощущаю себя в этом смысле сильно русским человеком. Мне надо очень сильно, навязчиво, неотвратимо, чтобы не было сомнений, говорить или делать каку, чтобы я наконец-таки взяла и поперла защищать себя, страну, производство, близких. Хотя с близкими проще - за них как-то сразу заступаешься.
Так вот я решила - больше не консультировать подобных якобы предпринимателей. Не отдавать для их роста ни грамма знаний - пусть идут к своему успеху столько, сколько позволяют их знания и желание, пусть понимают, что такое вкладываться и отдавать и сколько может принести им дивидендов их жадность и замашки нищебродов, которые хотят одеваться, как богачи, а работать, как богачи - не хотят. Не хочу больше консультировать тех, кто не хочет ничего делать для людей, кто не уважает людей других профессий, кому жалко вложиться для тех, кому он яко бы предоставляет услугу или поставляет товар, выполняет работы.
Есть предприниматели, делающие бизнес красиво, есть те, кто прославляет этим свой край, культуру, помогает людям, кто делает свое маленькое дело - мастерски и с полной отдачей, вкладывает деньги в свое обучение, в свою стратегию. И среди наших клиентов, именно самостоятельно пришедших к нам, достаточно таких людей. И мне не жалко работать для них, порой пусть даже за меньшие деньги, потому что они сейчас на старте. И мы будем продолжать делать это и впредь, потому что для меня огромное счастье, что с нашей помощью тот или иной бизнес встает на ноги и становится понятным его клиентам. Так пусть это будет достойный бизнес и достойные люди.
И для тех, кто дочитал до конца - фотка.)) Спасибо, что прочли.))
Лена