Мне с самого раннего детства папа много рассказывал о нашей планете и разных странах, у нас было множество карт на стенах, куча лото и книги по теме. Поэтому географию я всегда очень любила и неплохо знала. И поэтому одна из первых Андрюшиных "наук" - тоже география. Куда без неё в современном мире открытых дверей? Кроме собственного позитива из детства, помогают мне в обучении ребенка географии еще несколько важных обстоятельств: большой опыт общения с людьми из самых разных частей света и опыт посещения нескольких стран (все удивляюсь и восхищаюсь, вот у моих родителей такого преимущества не было, они на тот момент не были нигде за пределами СССР и уж точно никаких иностранцев в глаза не видели, а с какой страстью они рассказывали мне о величии Эвереста, о греческих чудесах света и о фауне Мадагаскара, а ведь если подумать, тогда и фильмов иностранных было в сотни раз меньше и ни про какой Discovery channel и интернет никто не слышал); вполне реальные перспективы путешествовать по миру уже совместно с ребенком; и наконец, иностранная художественная литература, которая составляет примерно половину всего читаемого нами.
Сначала (в 2-2,5 года) у нас было несколько малышковых книг, где рассказывалось о разных климатических поясах и их обитателях.
Не скажу, что сегодня Андрюха свободно отличает степь от тундры (самой бы не запутаться), просто теперь стараемся об этом читать в более взрослых книжках, больше не балую его такими звуковыми книжками-картинками.
Страноведение - тоже на начальном этапе часть географии. В ближайшее время подарим эти книжки младшему двоюродному братику. (Книги, которые тут встретятся, скорее всего уже мелькали в предыдущих книгообзорах, но сейчас хочу собрать их в одном месте).
Весьма неплохая географическая поэзия - в книгах Андрея Усачёва. Понятно, что всё наполовину шуточное и требует пояснений и комментариев взрослого, но такая подача закрепляет информацию на эмоциональном уровне, который лично у меня самый надежный (например, когда целый список названий немецких городов введен в стихотворение о бременских музыкантах, песню про мексиканский кактус можно спеть на мотив "В лесу родилась елочка", и есть два стихотворения с зарифмованными названиями африканских стран).
Затем (в 2,5 г) у нас появился, наконец, настоящий атлас мира (автор Дебора Чанселлор). Долго и мучительно я его выбирала, в целом довольна. Для нас с ребенком самое важное тут, что автор не зацикливается на зебрах и медведях, а приводит примеры видов промышленности, транспорта, достопримечательностей. Мелких картинок на каждой карте не очень много, но хорошо бы сначала это запомнить и вообще воспринять. Намеренно не стала брать атласы, напичканные информацией (а таких много)- по-моему, их даже взрослому нелегко рассматривать, сами контуры континентов теряются, а из-за обилия рыб не видно, где вообще море - настолько мало остается голубого цвета.
Сейчас хочу найти еще один атлас, хотя бы просто для разнообразия, посмотреть на карты тех же континентов под новым углом и узнать о каждом что-то новое. Польскую книгу "Карты" что-то я пока не хочу брать, цена кусается, и мне кажется, там слишком много информации для атласа, она скорее опять же страноведческая, нам сейчас такую не надо.
Как мы читаем атлас? Так же как и все остальные книги, рассказываю, куда сегодня полетим и посмотрим, что делается в Южной Америке, как там много стран, какое там смешное озеро есть на границе Боливии и Перу (Титикака, кто не в курсе).
К атласу была приложена карта мира, небольшая и простенькая, но все равно замечательная. Я приклеила её к зеркалу шкафа-купе в Андрюшкиной комнате (все равно в него никто не смотрится) на уровне его глаз. После вечернего чтения я говорила ему: "А хочешь, покажу тебе где живет бабушка Марина?", "А давай искать, где наш папа работает/поехал в командировку, а где наша тетя Оля живет" и т.п. Интерес был огромный (сейчас уже не такой), так мы стали запоминать, где находятся Соединенные Штаты, где Юго-Восточная Азия, где Омск, где Ижевск, а где Москва.
Очень легко запомнить что-то, если составить к этому определенное отношение, иметь какой-то яркий образ перед глазами (что-то в этом роде вычитала у Сесиль Лупан и поняла, что всегда сама так же считала), нам в этом плане повезло, ничего не надо сочинять, география нашей семьи и папиных работ позволяет мысленно путешествовать почти по всему миру.
Понятно, что на школьном уроке географии "а вон там мы отдыхали" не прокатит. Поэтому нужны, конечно, и какие-то объективные показатели. Например, континенты можно запоминать по их свойствам. "А какой самый жаркий континент? Помнишь, он почти весь на Экваторе находится? А какой континент самый маленький? А самый большой? А самый холодный? Он такой белый-белый, там всегда снег.."
И потом уже, если вспоминается с трудом, подтягиваем всё остальное: "Самый жаркий, ну, туда еще Айболит никак не мог добраться, и Бармалей там малышей пугал", "А самый-самый удаленный континент, помнишь, нам оттуда зубные щетки прислали, как мы до-о-олго их получали?" (это я про Австралию, заказывала там деревянные зубные щетки, на почте мы долго томились в очереди, и почтальонша на взводе никак не могла считать электронный код с посылки и в сердцах крикнула мне "Не считываются эти ваши КЕНГУРУ!!" После того, как я вышла из себя от такого хамства, уже уйдя с почты, я нашла в себе силы извлечь из этого пользу. "Представляешь, Андрюшка, тетя подумала, что это нам от кенгуру посылка пришла! А что, вдруг правда от кенгуру?"). А про Южную Америку, заодно с Северной Андрюшка знает, кто их открыл, потому что у него в изголовье кровати напечатан кусок карты Южной Америки, и называется кровать "Колумб". Про открытие Америки вспоминаем стихотворения Усачева и Бродского.
Океаны учим примерно в таком же духе - есть, например, стихотворение того же Усачёва (правда, тут сразу нужна оговорка про наличие теперь пятого, Южного или Антарктического океана):
На нашей Земле океанов четыре:
Индийский - самый соленый в мире,
Океан Атлантический славен сельдями,
Ледовитый все время спит подо льдами,
А Тихий - конечно же, вовсе не тихий,
А буйный, глубокий и самый великий!
В страны мы пока сильно не углубляемся, разве что кроме Европы. Ведь в Европе: Андрюшка сам уже побывал, мамина лучшая подруга живет во Франции, в Скандинавии вообще кругом родные "люди" - Карлсон, Финдус, Эмиль с Нильсом и, конечно, муми-тролли, а в Англии - два замечательных медведя - Пух и Паддингтон.. И так далее. Папина машина приехала к нам из Франции, а сколько хороших автомобилей у нас в городе - из Германии! А где еще делают автомобили?
Хочу постепенно начать использовать в качестве наглядных пособий свои посткроссерские накопления, будем рассматривать и читать открытки с видами и местными жителями, присланные из самых дальних уголков света, благо они есть практически из каждой страны (эту идею тоже Сесиль Лупан подкинула).
Настоящая карта мира у нас появилась примерно полгода назад, а благодаря идее Маши
mukatson её стало возможным использовать в качестве игрового поля. Идея проста до гениальности, надо наклеить карту на фанеру. Как я заставила Диму раздобыть для меня кусок фанеры нужного размера - отдельная история, зато так работать с картой, конечно, намного интереснее (а значит, продуктивнее), чем если бы она висела на стене. Я уже показывала ее раньше, мы играем с ней в морские приключения, расставляем животных, они куда-то мигрируют, купаются и пр.
В интернете встречается несколько хороших карт мира, но сначала не было в продаже именно той, что я хотела, потом стало ненужно, уже купила в местном книжном эту, и все-таки опасаюсь заказывать такие габаритные вещи удаленно, т.к. даже просто большие книги часто приходят с помятыми углами. Но и этой картой я очень довольна. Деталями не перегружена, но все равно массу интересных животных мы с сыном тут нашли. Когда мы с ней не играем, она стоит у стены опять же в поле Андрюшкиного зрения, и можно всегда при случае обратить на неё его внимание.
На другую сторону фанеры мне давно хотелось поместить карту России. Причем не могла определиться, физическую или политическую. В идеале хотела детскую, подобную имеющейся карте мира. Но такие совсем не попадались. И тут увидела в магазине "Карту нашей Родины" (в рулоне была, конечно), по картинкам поняла, что она детская. Обрадовалась, купила. Дома моему разочарованию и гневу не было конца, но чек выбросила, поэтому обратно её вернуть. Наклеила, но при случае сменю на другую. Наша, хм.. Родина - это непонятно какая территория, примерно напоминающая Советский Союз (с СНГ совсем нет соответствия), без единой подписи, где какая страна или часть страны, подписаны города и моря. Границ между государствами нет, а они вообще-то между союзными республиками были. Неизвестно какой век и какой политический строй, потому что в качестве картинок на карте намешано АБСОЛЮТНО ВСЁ - акулы, ракеты и танцующие киргизы в обнимку с воинами Македонского и бюстом Менделеева и даже "принятие Казахстана в состав России".
Я написала им разъяренное письмо "прошу помочь с метод. рекомендациями, сделали карту, будьте любезны объяснить, чем руководствовались, чтоб я и могла по ней с ребенком работать". Ответа не получила. Запишите себе, пожалуйста, в черный список картографов ООО "ДИ ЭМ БИ" (DMB) www.geomarket.ru. Ну, или я что-то не понимаю, может это нормально, весь школьный курс географии, истории и МХК вставить в один плакат.
Может, кто посоветует хорошую карту России?
Упоминала о карте мира в виде пазла из 24 элементов ("Белый тигр"): шикарная полиграфия, толстенный картон, детали большого формата (примерно 12*12 см), НО рисунки никакой критики не выдерживают с точки зрения правдоподобности. К примеру, сиреневые слоны размером меньше панд, зачем-то Дед Мороз и сокровища в океане.
Из книг о планете Земля мы время от времени читаем аркебусовскую картонную энциклопедию с окошками и две росмэновские с разной степенью академичности. Все они, к сожалению, не очень популярны среди Андрюшки, точнее пока может воспринимать только отдельные, наиболее яркие темы, вроде вулканов и приливов/отливов (тут обязательно вспоминаем великана Кита, спасенного малюткой Улиткой, а также усачёвский остров Бегемотов).
Недавно заговорили о полетах на ракете, стала рисовать ракету и вспомнила песню "Земля в иллюминаторе". Почему мы раньше её не пели? Ребенок пришел в восторг, поём теперь регулярно, нашла клип с "космическим" видеорядом, смотрел как завороженный. Очень хочу купить хороший глобус, чтобы стало понятно, как же все-таки Земля выглядит из космоса.
Отдельная тема - флаги стран мира. Закупила несколько интереснейших атласов (в основном с наклейками), но пока это всё ребенка не впечатлило. Сильно не пристаю, остановились на
плакате (спасибо
lidavetta за рекомендацию), висит на стене напротив Андрюшиной кровати, проходим мимо, на 2-3 флага обращаю внимание и рассказываю что-нибудь, что успела запомнить из беглого просмотра купленных книжек (например, что означает белая полоска на австрийском флаге или целая куча полосок на британском).
У меня еще есть коллекция небольших флажков, я их собирала раньше (и как и с куклами, теперь мама мне помогает пополнять запасы), а Андрюшке очень нравится с ними играть (в смысле бегать по квартире и орать, размахивая палкой с прикрепленной к ней тряпочкой). Как он станет чуть более ответственно с ними обращаться, буду выдавать порционно и объявлять "дни Болгарии/Мексики/штата Орегон".