Диккенс и все мы

Jul 16, 2016 01:41


Guardian пишет, что в теракте в Ницце погибли и мусульмане. На SKY News какой-то комментатор проникновенно рассказывает, что теракт сыграет на руку исламофобам и ультраправым. В твиттере идиоты щебечут о том, что нельзя судить этих детей природы нашей меркой, у них самобытная культура и религия, а вообще вам стоит #PrayForNice.

А ведь все это уже было. В 1852 году Диккенс опубликовал свой роман "Холодный Дом" - и предугадал там типаж, который мы имеем счастье наблюдать каждый Божий день.

Эпизодический персонаж романа, миссис Джеллиби живет с дочерьми и мужем в разваливающемся, темном доме. Дочери ее живут без матери, муж ее на грани самоубийства... а миссис Джеллиби все пишет и пишет бесконечные письма, отвечает на бесконечные телеграммы и спасает мир.

Каким образом? Да вот вам цитата: "Миссис Джеллиби, - начал мистер Кендж, становясь спиной к камину и устремляя взор на пыльный каминный коврик, словно на нем была написана биография упомянутой дамы, - миссис Джеллиби - это особа с необычайно сильным характером, всецело посвятившая себя обществу. В разные времена она занималась разрешением чрезвычайно разнообразных общественных вопросов, а в настоящее время посвящает себя (пока не увлечется чем-либо другим) африканскому вопросу, точнее - культивированию кофейных бобов… а также туземцев… и благополучному переселению на берега африканских рек лишнего населения Англии."

Главное дело в жизни миссис Джеллиби - помощь несчастным африканским туземцам в далекой земле Бориобула-Гха. Туземцам очень не хватает цивилизации, и добрая и отзывчивая леди хочет послать им английских нищих, дабы они возделывали там кофе и учили туземцев доброте. Очевидно, нищие не горят желанием туда ехать, но, думаю, цепь на шее - это убедительный аргумент.

Миссис Джеллиби никак не участвует в жизни своего дома - дочери ее с ней толком не разговариваю, муж пребывает в чудовищной депрессии. Единственная, кто хоть как-то интересует филантропа - ее старшая дочь, Кэдди. Девушка вынуждена писать десятки писем под диктовку матери, она вечно залита чернилами и тихо ненавидит мать, отца, Африку и далекую землю Бориобула-Гха.

Но миссис Джеллиби не обращает на это внимание - ведь нищих в Англии много, туземцы страдают, а филантропическая деятельность отнимает так много сил. Дом ее приходит в упадок, муж буквально бьется головой об стену, а миссис Джеллиби все скребет и скребет перышком, вздыхая над судьбой туземцев далекой земли Бориобула-Гха.

Диккенс был незлым человеком, поэтому даже для миссис Джелиби все кончается хорошо (ну, насколько может все хорошо кончится в романе Диккенса). Кэдди, спасаясь от полубезумной матери, выходит замуж, и начинает сдавать внаем кареты. У нее рождается дочь, но она оказываетя глухонемой. Впрочем, Кэдди не отчаивается, и наслаждается хоть какой-то свободой от мамаши. Миссис Джеллиби, конечно, возмущена таким низким заработком - но у нее есть новое дело.

" В колонии Бориобула-Гха она разочаровалась - затея потерпела неудачу, потому что бориобульский царек вдруг решил обменять на ром всех колонистов, вернее - тех, кому удалось выжить в тамошнем климате, - но теперь миссис Джеллиби принялась добиваться того, чтобы женщины получили право заседать в парламенте, и Кедди говорила мне, что эта новая миссия требует еще более обширной корреспонденции, чем старая."

И вот в этих строках Диккенс просто пророчествует. Миссис Джеллиби живы и вокруг нас. Глухонемая девочка, трупы на улицах Парижа, Ниццы или Брюсселя? О нет, это не столь важно - ведь где-то, в далекой земле Бориобула-Гха, туземец пьет горький ром и возделывает кофейное зерно; а рядом умирает от малярии английский нищий. Цивилизация идет по миру широкими шагами, и в туземец приезжает в Лондон, Париж, Москву - ведь он дитя природы, ему можно и нужно сочувствовать.

Ром он пить не перестанет (это его традиционный напиток!), рабство он не осудит (сегодня ты, завтра я, белый господин), кофе сгниет на корню, а английский нищий сможет поболеть малярией и дома.

Кэдди будет лежать грудой тряпья на асфальте, мистер Джеллиби наконец повесится, дочери Джеллиби попадут в любящие руки туземцев и научатся искусствам резьбы по мясу далекой земли Бориобула-Гха...

А миссис Джеллиби все будет и будет скрипеть перышком, отсылая бесконечные письма всем заинтересованным в деле цивилизации и прогресса.

В конце концов ведь если туземцы все перевзрываются, всегда можно будет начать кампанию за право женщин заседать в парламенте.

Скрип-скрип, миссис Джеллиби.



мысли досужего человека, нелюди

Previous post Next post
Up