Тризна

Jan 21, 2014 12:58


Я очень ценю истории и случаи в стиле «распалась цепь времен». У меня вызывают восхищения люди, ведущие себя как гости из другого мира или другого времени. Конечно же, ничего хорошего от человека, который ментально пребывает в Средних Веках, ждать не приходиться, но он все же успокаивает меня тем, что люди не меняются и не изменятся толком никогда.

Вот недавно я, возвращаясь из Чехии, встретил отца Михаила. Отец Михаил в разговоре мастерски строил провокации и убеждал в существовании чудес. Причем убеждал очень интересно - он начинал с чудес секулярных, не связанных с христианством, вроде оборотней и НЛО, а потом потихоньку переходил к чудесному елею и явлению ангела в облаках. Для острастки Михаил иногда вкраплял здоровый антисемитизм и матерные анекдоты, но переходил к этому так мило и обаятельно, что спорить с ним не хотелось. Человек был прирожденным проповедником, возможно, не для интеллектуалов, но в какой-нибудь деревне или мелком городке он произвел бы фурор. Вся его жизнь в клире прошла в странствиях, и сейчас он собирался в Мурманск.

И вот такой отец Михаил ничем не отличался от средневекового бродячего монаха. Веселый, грубоватый, сразу же принимающийся за проповеди, 7 веков назад ходил он по Лангедоку, вволю пил на дворах и в благодарность рассказывал про то, что, слышь-ка, в Лионе в облаках явился ангел и велел извести катарское семя на французской земле.

А история, к которой я так пространно и велиречиво веду, произошла году так в 2007, на Тверском штурме. Я уже записал несколько историй, связанных с тем судьбоносным собранием, но как-то не подумал написать о самой великолепной детали.

Разговаривая на берегу Волги с ветеранами Тверских штурмов, узнал я историю этого фестиваля. По утверждению моего собеседника, крепкого, кожистого усача, фестиваль устроен был местной ОПГ в незапамятные времена. Тверские робингуды прознали, что где то есть люди, лупящие друг друга мечами для удовольствия, и решили, что негоже таким людям драться за гаражами. Нажитое неправедными путями было потрачено на аренду земли, и вот на Волге встали рыцарские шатры.

Но «один у смертных Арей», и вот один из устроителей закончил жизнь в традиции своих коллег - накануне Штурма в 2007 его расстреляли в подъезде. Кто, зачем, отчего и за сколько - то мне не рассказывали, да я и не рвался.

Но великолепная деталь, центральное событие Штурма хорошо мне запомнилось.

Каждый Тверской Штурм на поле строилась деревянная крепость - со рвом, с мостиком, с воротами. Одна команда защищала ее, другая брала. И вот на этом поле, почти над крепостью, растянули полотнище. На полотнище было крупно написано «Тверской Штурм 2007», нарисована наша крепостица... а над ней возвыщался тот самый расстрелянный устроитель. Был он коротко стрижен, в черной кожаной куртке, с руками в карманах. Короче, именно такой, как вы себе его представляете. Он твердым взглядом озирал поле, где все мы собрались.

И вот начался бой, и, лежа во рву, куда я наконец рухнул, получив в лоб фальшионом, я понял, что происходит. Вновь распалась связь времен, и весь этот бой, весь фестиваль был тризной по павшему тверскому герою. Под его неусыпным взглядом люди дрались, и под его же потеплевшим оком вечером все пьянствовали, а сам он, отправившись на поселение в края за Стиксом, радовался, обоняя запахи вина и мяса. Все это было праздником, провожанием павшего героя.

Остается лишь спрашивать себя - было ли это случайностью, или к тверским из лесу вышел вещий волхв и сказал, как проводить героя в загробные земли. А может, просто, в любом человеке есть окошко, через которое он видит прошлые века и берет оттуда поводы и желания.

Вот таким окном и был фестиваль на берегу Волги. А на другом берегу, на берегу черной, холодной реки, стоял кряжистый парень в кожаной куртке, с руками в карманах. Он вглядывался во тьму над рекой, в последний раз видя радости плоти. А когда лагерь заснул, наш герой ушел во тьму до будущего века.

Такие дела.

истории, люди

Previous post Next post
Up