Человек в Москве просто не может жить без автомобиля

Dec 15, 2021 16:00


Петр Шкуматов: У автомобилистов, помимо непосредственно удовольствия от обладания и управления автомобилем, есть вынужденные моменты: человек в Москве просто не может жить без автомобиля. Диаметр урбанизированной территории в Москве таков, что Москвой можно называть и территории, административно принадлежащие Московской области. Все города, которые нам приводят в пример, укладываются по площади в территорию внутри третьего транспортного кольца (Амстердам, например). Представьте себе: Москва в пределах трешки, а дальше леса…
Сергей Медведев: А Лондон?
Петр Шкуматов: Лондон - это отдельная история, но там в восемь раз больше дорог на душу населения, а в километрах протяженности - в четыре раза (это данные Генплана).
Сергей Медведев: В Московском регионе хватает дорог?
Петр Шкуматов: Есть вынужденные автомобилисты - это люди, которые купили квартиру в тех местах, где нет никакой инфраструктуры.


Сергей Медведев: Или они завязаны на электричку, и это выливается в двух-трехчасовую дорогу.
Петр Шкуматов: На электричке вы тоже не уедете: в часы пик там такие скотские условия, что лучше постоять в пробке. И в итоге люди вынуждены купить автомобиль и ездить на нем, иначе они не выживут.
  Пробки, высокий уровень автомобилизации Подмосковья и вообще районов, граничащих с МКАДом, это следствие того, что расползание города не встречает никакого сопротивления со стороны властей.


Сергей Медведев: Недели три назад у нас был эфир относительно развития безудержного Подмосковья: "Мортонград", миллионный "город Коротищи" (Королев, Мытищи, Щелково)… Здесь сидел Алексей Новиков, декан Высшей школы урбанистики, и говорил, что проблема в очень рыхлой пространственной структуре, что все завязано на центр, огромные районы никак не обеспечены инфраструктурой, людям так или иначе надо садиться на машину и ехать выполнять социальные функции в центр.
Советские города спроектированы под тотальную доминацию общественного транспорта
Константин Трофименко: У нас не хватает 50% дорожных сетей, об этом говорит даже профессор Михаил Блинкин. Но при этом он говорит, что автомобилистам нужно закрыть въезд. Это такая коррупционная схема, когда, с одной стороны, людей вынуждают покупать автомобили, чтобы как-то добираться, централизуют это все, а затем закрывают центр, застраивают его и говорят, что виноваты автомобилисты, они должны за все платить. Это просто антинародная политика! Я не кандидат в депутаты, но если бы я сейчас баллотировался, то об этом точно нужно говорить, люди бы поддержали.
Сергей Медведев: Здесь же очень сильная фискальная составляющая: в условиях экономического кризиса государство и казна изыскивают ресурсы. Вот он ресурс - миллионы машин ежедневно выходят на улицы, вот и отжимайте… Получается, что власть перекладывает решение инфраструктурных проблем на достаточно социально уязвимую группу.
Петр Шкуматов: Классическая схема - это приватизация прибылей, национализация убытков. Кто получает прибыли от застройки? Пробки не возникают ниоткуда, они возникают из-за того, что люди куда-то едут. Соответственно, необходим баланс между количеством жителей, транспортным спросом и количеством дорог. Такие нормативы есть во всем мире. Почему, допустим, в Лондоне в восемь раз больше дорог на душу населения? Потому что ты не можешь построить небоскреб, если не хватает дорог. Точечная застройка все равно продолжается, но в целом там с этим вполне нормально, вокруг зеленый пояс.
Сергей Медведев: У нас был семинар с главным архитектором Барселоны, и он говорил, что там при развитии нового района берется такое соотношение: 80% идет на развитие инфраструктуры и дороги, и 20% - собственно на жилищное строительство. В России, мне кажется, 100% на жилье и 0% на инфраструктуру.
Петр Шкуматов: У нас все то же самое. Стоимость квадратного метра в Москве на этапе застройки - 150 тысяч рублей, себестоимость квадратного метра - 30 тысяч. Соответственно, соблюдается то же самое соотношение - 80% и 20%. Но эти 80%, эти 120 тысяч рублей приватизируются строительными компаниями и коррумпированными чиновниками, они не идут на инфраструктуру.
Классическая схема - приватизация прибылей, национализация убытков
Закончились времена Лужкова, когда надо было 30-40% отдать на развитие дорог или еще чего-то. То есть 80%, которые идут на инфраструктуру в Барселоне, у нас приватизируются олигархами. А дальше государство говорит: сколько нам нужно вложить денег, чтобы обеспечить вот этих новых жителей дорогами? 120 тысяч рублей на квадратный метр? Нет, лучше давайте поставим знаки запрета остановки, стоянки, будем вас всех штрафовать, сделаем платный въезд и платный выезд, будем вас еще как-то драконить, как сказал Собянин, но денег не дадим.
Позиция государства, с одной стороны, понятна, а с другой стороны, почему за счет создания колоссальных проблем для российских городов обогащается маленькая кучка людей, которые здесь даже не живут, они уже давно живут где-то там, кстати, в Лондоне? Вот эти деньги, которые должны идти на дороги, на развитие инфраструктуры, на парковки… В Барселоне весь город вырыт, даже под памятниками все вырыто, там многоуровневые парковки. Почему эти деньги идут на яхты? Я не понимаю. В этом корень проблемы, а не в автомобилистах.
Я живу довольно близко к центру, у меня в относительной доступности метро, я, может быть, и могу этим воспользоваться, а у десятков миллионов людей, которые живут в новых гетто, в так называемых спальных районах, без машины ничего не получится, они не смогут пешком перейти МКАД (!!!).
Константин Трофименко: Безусловно, с гуманистической точки зрения Петр говорит абсолютно верно, но есть некоторое уточнение: не нужно воспринимать власть как некий единый, цельный клан, который абсолютно во всем солидарен внутри себя. Совершенно разные подходы, допустим, у московских архитекторов, московских транспортников и подмосковных архитекторов. Нормативы есть, в рамках территории внутри МКАДа МГСН более-менее исполняется. А в Новой Москве какие-то совершенно другие подходы, которые сам департамент развития новых территорий до конца не осознал.
Почему за счет создания колоссальных проблем для российских городов обогащается маленькая кучка людей, которые здесь даже не живут?

Петр Шкуматов: МГСН не соблюдается. Сейчас по нормативам должно быть 400 машиномест на тысячу жителей. Прямо рядом с моим домом строят так называемые социальные 19-этажные дома, в которых примерно 200 квартир, а машиномест, которые вокруг этого дома, официально шесть. Понятное дело, что жильцы, которые уже начинают потихонечку заселяться в социальные квартиры на месте снесенных пятиэтажек, уместили вокруг дома около сорока машин. Необходимо отдавать себе отчет в том, что в Москве около трехсот автомобилей на тысячу человек. Соответственно, в этом доме будет еще порядка 150 автомобилей, которые надо где-то размещать. И тут у нас в районе, который был абсолютно спокойным, всем хватало места, создалась конфликтная ситуация. Только один дом, точечно построенный на месте пятиэтажки, сместил баланс, и у нас уже идут разговоры о шлагбаумах, возникают конфликты.
Но самое печальное, что, несмотря на наличие таких нормативов, там будет еще пять таких 19-этажных домов с аналогичным количеством парковочных мест.
Сергей Медведев: То есть решение - чтобы любое новое строительство в обязательном порядке было обременено строительством парковочных мест?
Петр Шкуматов: Когда кого-нибудь из вице-мэров посадят за несоблюдение нормативов, тогда я пойму, что действительно что-то изменилось.
Сергей Медведев: Хоть где-то соблюдается норматив?
Петр Шкуматов: В элитных домах.
Уже поздно соблюдать нормативы
Дело в том, что уже поздно соблюдать нормативы. Эти дома уже построены, другие продолжают строиться, и емкость уже исчерпана. Необходимо думать не над соблюдением нормативов, а над развитием многоуровневых паркингов, над развитием прилегающих территорий, чтобы у людей не было повода для поездок в Москву. У жителей так называемого Града Московского в районе Внуково есть только дорога в Москву и обратно, других вариантов нет, все дороги ведут в Москву. Все магистрали ведут в Москву, в центр, в Садовое кольцо. Перпендикулярных направлений, кроме МКАДа и третьего кольца, нет. Дефицит дорожной сети… Это, кстати, Блинкин говорил: площадь дорожной сети между ТТК и МКАДом - 6%. Это же ничто, это деревенская плотность. А в Берлине - 25-27%, а в том же самом Амстердаме доходит до 30. Амстердам - велосипедный город, город без машин, 30% площади - под дороги, под парковки...
Сергей Медведев: Чем прекрасен Берлин - он по площади примерно равен Москве, а народа меньше.
Петр Шкуматов: Москва проектировалась на семь миллионов человек. Сейчас здесь только официально прописано 13, а по потреблению продуктов питания, по активным сим-картам, по другим косвенным показателям, потреблению воды, в том числе - 20-22 миллиона, включая кусочки Московской области. Это катастрофическое перенаселение! Здесь невозможно ничего сделать.
Сергей Медведев: Действительно ли стоит ожидать введения, наряду с платной парковкой, платного въезда в центр?
Сергей Канаев: Это, к сожалению, не даст эффекта. Это обрубит транзит через центр, но не уменьшит количество автомобилей в целом.
Сергей Медведев: То есть встанет третье кольцо?
Москва проектировалась на семь миллионов человек. Сейчас здесь только официально прописано тринадцать
Петр Шкуматов: А между третьим кольцом и МКАДом ничего нет. В результате встанет вся периферия. Хорошо, введут они платный въезд не в третье кольцо, как планируется, а в Садовое кольцо, и встанет все Садовое. Транзитная пропускная способность центра Москвы, дорог внутри Садового кольца в три раза выше, чем пропускная способность третьего транспортного кольца. Чтобы полностью вывести транзит из центра Москвы, необходимо построить еще дополнительно три уровня третьего транспортного кольца. Сейчас лето, машин мало, в центре пробки из-за того, что идет реконструкция, сужение улиц. И ТТК уже стоит так, как летом никогда не стояло, потому что люди поехали в объезд. Отчаянно стоит Садовое кольцо. Это некий прообраз того, что будет в случае, если транзит будет обрублен методом платного въезда. То есть ТТК будет черным, оно закольцуется, хвосты на въезд в ТТК, развязки так устроены, что там нет накопителей, перекроют въезд в центр… Хвосты будут стоять на въезд, кто-то будет поворачивать не из своего ряда, основное направление не проедет. svoboda.org

общественный транспорт, мегаполис, автомобилецентричный город

Previous post Next post
Up