К сожалению, в Украине является нормой, когда помимо финансирования развития объекта, инвестору приходится обеспечивать инвестиции в энергетическую, дорожную и другие элементы инфраструктуры, модернизацию существующих или обеспечение дополнительных мощностей. Однако эти инвестиции, по сути, должно осуществлять государство и муниципалитет, как, к примеру, в развитых европейских странах.
Помимо этого, украинским девелоперам, чтобы получить все необходимые разрешения, необходимо пройти утомительные согласовательные процедуры, которые могут длиться неопределенное количество времени. Сочетание дополнительных, нехарактерных для цивилизованных рынков материальных затрат с неуправляемыми затратами времени и не адекватными усилиями менеджмента делают экономику проектов в Украине малоэффективной и непрогнозируемой. До кризиса, когда уровень маржинальности в отрасли был очень высоким, сверхприбыли в недвижимости оправдывали эти недостатки, а на сегодня ситуация кардинально изменилась - уровень рентабельности в недвижимости не выше, чем в других сферах, соответственно, инвестор не готов на неоправданные затраты. Данная проблема должна быть решена на системном уровне, это позволит инвестору уверенно понимать экономику проекта и сроки его реализации.
Как пример, в Украине в секторе энергетической инфраструктуры доминирует право поставщика, например, электроэнергии: есть продукт - он его поставил, нет электроэнергии - ничего страшного, просто потребитель за нее не платит. В цивилизованном мире идеология другая - здесь главенствующую роль имеет потребитель: я плачу, вы обязаны предоставить мне продукт, о поставке которого подписан контракт, а если не предоставили, то должны возместить убытки, которые я понес в результате действий поставщика. Такой подход обеспечивает высокое качество инфраструктуры в стране и полностью избавляет инвестора он необходимости решать чужие, не профильные для него вопросы. Наверное, в том числе и поэтому мы восхищаемся сроками реализации объектов в развитых странах. А их в свою очередь удивляет, как можно на элементарный объект с момента старта до момента запуска в эксплуатацию потратить 3 или даже 4 года.
Инфраструктура может и должна быть коммерческим элементом экономики страны. Не случайно распространенной мировой практикой стало активное участие частного капитала в инфраструктурных проектах, в том числе авто- и ж/д-магистралей, электроэнергетической инфраструктуры, авиа- и водного транспорта. Нельзя сказать, что в Украине этого нет и в помине, конечно же, есть. Однако сотрудничество государства с частным капиталом в части инфраструктуры пока еще очень локально и не определяет темпы ее развития.
Развитие инфраструктуры должно быть одним из наиболее значимых приоритетов внутренней экономической политики. Развитие инфраструктуры привлекает впоследствии платежеспособного потребителя, который со временем окупает инвестиции в инфраструктуру ее потреблением. И если даже со стороны государства на первоначальном этапе необходимы определенные субсидии для ее создания, последующий рост производства многократно компенсирует затраты бюджета ростом налоговых поступлений.
Методы решения проблемы:
- инвестирование в инфраструктуру со стороны государства. Развитая инфраструктура существенно повышает управляемость проектов, снижает риски и стимулирует инвесторов вкладывать деньги в развитие коммерческой и промышленной недвижимости;
- частичная или полная приватизация предприятий (кроме действительно стратегических), владеющих и управляющих инфраструктурой, привлечение частного капитала в инфраструктурные проекты.
цитировано источник:
commercialproperty.ua