Москва будущего глазами архитектора-фантаста. Артур Скижали-Вейс.

Sep 02, 2020 14:00

Артур Скижали-Вейс (род. 21 февраля 1963, Москва) - советский и российский архитектор, с конца 1990-х годов работающий в жанре архитектурной фантастики и футурологии.


А. Скижали-Вейс. Акваполис интегрированный с сушей, 2004 г.

С 1999 года развивает жанр архитектурной фантастики («Комсомольская правда» называет Скижали-Вейса единственным представителем этого жанра в России). В 2007 году по инициативе Скижали-Вейса основано Объединение архитекторов-фантастов. С 2012 года преподает Архитектурное фантазирование в Высшей Школе Средового дизайна Московского архитектурного института. С 2014 года стал первым архитектором-фантастом членом Ассоциации футурологов России.

Артур Скижали-Вейс: Увидеть очертания будущей Москвы как «Техноэкополиса» конца 2100 года.


Во-первых, градостроительно Москва будущего перестанет быть моноцентричным и жестко-статичным, а станет полицентричным, динамично развивающимся городом с взаимозаменяемой, обновляемой, модульной структурой благодаря новым техническим возможностям и научным открытиям. Гибкие планировочные структуры будут строиться как по традиционной гипподамовой планировке, так и по образцу органических структур со свободной планировкой, наподобие кристаллических образований, пчелиных сот и др. В новом футуристическом городе-спутнике исторической Москвы появится возможность строить на новых территориях опытные районы с возможностью организации жизни в принципиально новых технических условиях, создавать кварталы с экспериментальной застройкой, все то, что невозможно организовать в современных условиях стесненного исторического города.

Во-вторых, будущая Москва до конца столетия перейдет на три новых вида транспорта, способные принципиально изменить транспортное обслуживание города. Первый - это воздушный транспорт: частные и корпоративные авиамобили различных модификаций, способные совершать как длительные перелеты между городами, так и перелетая на небольшие расстояния в пределах одного района города по заданному маршруту. Второй - это околоземный общественный транспорт: бесшумные магнитопланы и струнный транспорт, которые будут двигаться по эстакадам на разной высоте и по направляющим струнам, делая остановки на промежуточных этажах и крышах зданий. Третий - это наземный модифицированный транспорт, постепенно превращающийся в интеллектуальные электромобили-трансформеры, способные менять форму и размеры, превращаясь в роботов на колесах.

В-третьих, новые виды транспортного обслуживания в корне изменят объемно-планировочную структуру самих зданий. Они будут образовывать новый тип застройки с объемной структурой взаимных связей, ориентированных на передвижение людей не только наземным или подземным, но и околоземным, а также воздушным транспортом. Кончится то время, когда доступ в здание обеспечивается только с одного наземного уровня, можно будет входить с надземных висячих улиц или с крыши. На крышах некоторых зданий появятся аэродромы, на промежуточных этажах высотных зданий - посадочные площадки, загрузочно-погрузочные аэроотсеки, остановки и этажи аэропаркингов для хранения многочисленных авиамобилей. Между зданиями будут переброшены воздушные улицы-мосты и эстакады, связывающие объемы зданий между собой в разных уровнях. Город превратится в многоуровневые пространственные структуры с возможностью достраиваться и перестраиваться подобно гигантскому конструктору «Лего».

Четвертым важным фактором, влияющим на разработку футуристической Москвы, станет учет передовых строительных технологий, использование принципиально новых строительных материалов и суперсовременного инженерного обеспечения зданий. Объекты футуристического города будут хайтековскими сооружениями, оснащенными разного рода электроникой, способной оптимизировать и изменять объемы и форму зданий. Появятся дома-трансформеры с поднимающимися крышами, поворотными этажами, выдвигающимися балконами, раздвигающимися стенами и перемещающимися квартирами подобно сотовым ячейкам. В конструкциях домов будут использоваться нанотехнологические материалы, повсеместно внедряться биосталь, прозрачный гибкий бетон, различные полимеры, композитные материалы и другие, используемые сейчас в военной сфере и космической отрасли.

Пятым наиважнейшим обстоятельством станет появление в нашей повседневной жизни многочисленных роботов, которые возьмут на себя круглосуточное сервисное обслуживание, начиная от продавцов магазинов и кончая контролерами на станциях техобслуживания. Одни из них будут машинообразными, близкими по дизайну к современным автомобилям и бытовой технике, другие - человекообразными, с имитацией строения человека в целях психологического комфорта. Первые будут иметь ограниченные интеллектуальные возможности, вторая, андроидная, часть будет оснащаться все более сложным искусственным интеллектом.

Многие фирмы перейдут на массовое производство роботов, прежде всего, для мегаполисов по всему миру. Кто-то будет иметь одного, а кто-то - сотни и тысячи роботов. Некоторые андроиды станут суррогатами их владельцев, участвующими в производственном процессе и управляемыми дистанционно, например, из своего дома. Андроиды-суррогаты будут работать на предприятиях в соответствии с техническим режимом и программой, не совершая маятниковых поездок каждый день на работу и обратно. Возможно, большинство будет там и оставаться после отключения, как это происходит с компьютерами на рабочих местах. Остальные будут пользоваться личным и общественным транспортом наравне с людьми, возвращаясь к своим владельцам. К сказанному следует добавить, что владельцы машинообразных роботов, очевидно, будут регистрировать их как современные автомобили, а человекообразных андроидов с искусственным интеллектом - как техножителей нового мегаполиса, поскольку они будут пользоваться социальной инфраструктурой. Это в итоге создаст принципиально другой мир, где плотность населения вырастет в разы, изменится также стиль и ритм жизни деловой части города. В жилой части андроиды станут любимцами - типа «Эндрю» из повести А.Азимова, помощниками в быту, няньками, охранниками и т.д.

Шестой пункт - экология. Футуристическая Москва должна стать «Техноэкополисом», утопающим в зелени, местом, где жилые здания, промышленные предприятия, офисы, научные учреждения будут строиться по новым стандартам в соответствии с зеленым «Экокодексом». Здания необходимо будет проектировать, максимально эффективно используя площадь застройки, с преимущественным расширением зданий кверху, оставляя по возможности нетронутым природный ландшафт и создавая благоустроенные парковые зоны. Компактные структуры должны будут иметь промежуточные зеленые этажи, озелененные крыши, обширные зимние сады-атриумы и подвесные городские скверы.

Футуристическая Москва, по нашему замыслу, не предполагает транспортных пробок, поскольку имеется сразу несколько уровней транспортного обслуживания: 1) подземный - гибридное метро, 2) наземный - электромобили-трансформеры, скутеры, гироциклы и т.д., 3) первый надземный - магнитоплан, проходящий на высоте 5-10 м над уровнем земли, 4) второй надземный - струнный транспорт на высоте 6-25 м над уровнем земли, 5) воздушный - различные виды авиамобилей, летающие на высоте до 1000 м. Развитие мегаполиса в нашем проекте также связано с появлением многочисленных роботов и андроидов в различных сферах жизни москвичей. Это вызовет не только стремительный рост плотности населения, но и будет способствовать появлению новых типов зданий с новым функциональным назначением, таких как: технопарки роботов, станции роботосервисов, офисы для роботов. Появится и широкая сеть сервисных служб города, где поврежденные и износившиеся андроиды будут модернизироваться, обслуживаться и подзаряжаться, восстанавливая свою техническую форму. Почти каждая состоятельная семья москвичей будет иметь перепрограммируемого универсального помощника.
. archvestnik.ru

архитектор, город будущего, архитектура, футурология

Previous post Next post
Up