Исследование Волхонки с командой Яна Гейла

Jul 23, 2012 18:11

Инициатором исследования стал новый проект White City Project. Его создатели часто называют свой проект фондом, который объединяет талантливых и неравнодушных людей, которые любят свой город и хотят делать его лучше. Насколько я поняла, White City - во многом просветительских проект, организаторы говорят о своих планах приглашать западных лекторов, устраивать дискуссии, мастер классы, воркшопы. Они не ограничиваются урбанистической темой, говоря о том, что качество жизни в городе не ограничивается удобством улиц , планировки, транспорта (хотя это и немаловажная составляющая), качество жизни также в том, что мы едим, как проводим время, кто нас окружает, на что мы смотрим, что слушаем и т.д.



Но в данном исследовательском проекте, White City начали с основ, а именно с урбанистики, пригласив команду с мировым именем Gehl Architects, создателем который и является легендарный Ян Гейл, чьи методики, кстати сказать, использует Кац  для исследования Щукино. Справедливости ради надо заметить, что в отличие от Щукино, исследование Волхонки было ограничено по времени, по людским ресурсам, поэтому намерено командой Gehl Architects, представленной очаровательными Лин и Ванессой, были ограничены те элементы городской среды, которые мы исследовали: мы считали пешеходов и наблюдали за общественными пространствами.





В первый день волонтеров, откликнувшихся на объявления в блогах и социальных сетях, ждал инструктаж от Gehl Architects. Мы послушали вдохновляющую презентацию о том, почему и чем занимается копенгагенское бюро, потом рассказали непосредственно о методике подсчета (жаль не анализа полученных результатов). Части волонтеров было поручено считать пешеходов (в будний и выходной дни), они работали в парах. Я была одной из них, моим напарником стала девушка Ксюша, которая, как оказалась, изучает урбанистику в Швейцарии. Первый человек должен был прийти на свою точку в 8 утра, его смена заканчивалась 14.00, второй, соответственно считал до 20.00. На каждой улице подсчет длится 10 минут, потом 5 минут на то, чтобы добраться до следующей улицы (всего у меня было 4 локации), через примерно 4 часа - перерыв 25 минут. Нам выдали памятку о том, как считать, таблицы для внесения данных, карты, с отмеченными зонами и улицами для каждой пары, счетчик, ручку, бэйдж и пообещали позже выдать официальное письмо на случай проблем или вопросов от полиции или кого-нибудь еще.







Это простое, но достаточно изнурительное задание. Больше всего мне нравилось считать прохожих на улице перпендикулярной Волхонке, рядом с Пушкинским музеем, где я могла сесть на каменную тумбу). Мне понравилось, что Лин и Ванесса подчеркивали, что это добровольное мероприятие, что они хотят, чтобы для нас это было легко, не в тягость, влекло за собой интересный и полезный опыт, поэтому мы всегда вправе «бросить свой пост» в любой момент и просто уйти домой. Причем очевидно, что им этот расклад был бы очень неудобен, но, тем не менее, они это озвучили. Примечательная деталь работы западных специалистов с волонтерами.



Мне достались достаточно спокойные улицы, по которым ходили в основном либо военные из располагающегося по соседству Минобороны, либо рабочие, которые ремонтировали дороги, и только на улочке рядом с Храмом Христа Спасителя был самый большой поток людей туристов. Впрочем, нас просили быть рефлексивными, внимательными, наблюдать и записывать абсолютно все, что мы считаем нужным. Так, я записала и о военных, которые курсируют часто между двумя зданиями, и отмечала примерный процент рабочих от общего числа посчитанных пешеходов, отмечала на карте закрытые ограждениями части улиц и те улицы, где с одной стороны из-за ремонта, а с другой - из-за припаркованных на тротуаре машин, безопасно пройти пешеходу невозможно. Все это очень ценили впоследствии Лин и Ванесса, ведь такие пусть и разрозненные заметки составляли качественную часть исследования.





Закончив свой день подсчетов, я зашла в офис White City Project (который располагается как раз на Волхонке), чтобы попросить в субботу заниматься не подсчетов пешеходов, а чем-нибудь другим. Несмотря на путаницу и неразбериху из-за нехватки волонтеров, мне пошли навстречу и в субботу я приехала на Кропоткинскую, чтобы ходить по зонам, выделенным как общественные пространства и делать «staying registrations», то есть, проходя, через зону, делать отметки, сколько человек сидит на лавках, сколько на других поверхностях, сколько пьют алкоголь, лежат, сколько играющих детей, а сколько «любуются искусством». Мне досталась площадь Пречистенские ворота, дворик в глубине улиц, большая зона объединяющая сквер на Остоженке, площадку перед Зачатьевским монастырем и огороженную детскую площадку, где все 4 часа пока я бегала между зонами и делала пометки, на лавочке спал мужчина.





Вечером, когда самые стойкие из участвовавших в проекте волонтеры пришли в офис White City на подведение итогов первого этапа исследования - сбора информации, я узнала, что, оказывается, некоторым участникам давали отдельные задания, такие как: посчитать количество припаркованных машин и тех из них, которые припаркованы не по правилам, посмотреть и записать те ограничения, которые встречаются на пути пешехода или коляски и т.д. Далее все участники обменивались впечатлениями и наблюдениями, на проекторе были фото, сделанные Лин и Ванессой, когда они ранее курсировали между зонами и волонтерами. В конце всем нам подарили ценнейшие книги Ян Гейла про «Города для людей», выразили благодарность о проделанной работе, рассказали, что обрабатывать полученные данные будут во второй половине августа, а в сентябре опять приедут в Москву, чтобы рассказать про аналитическую часть работы и озвучить рекомендации по улучшению района.



Жаль, что исследование это останется неполным, так как мы не будем исследовать Волхонку зимой или осенью, мы не считали потоки машин, транспорта, велосипедистов. И наверно, еще много всего останется не исследованным. Но повторюсь, мне показалось, что это больше образовательное исследование, Gehl Architects показали мастер класс по своей методике, показали высокий уровень организации и работы с волонтерами. Наверняка подарили ценный опыт и White City и всем волонтерам. Если предложенные осенью рекомендации удастся осуществить, пролоббировать (а теперь уже точно не бездоказательно) необходимость конкретных улучшений в управе района или префектуре, то это будет тем более ценно. Но это отдельная тема.



Previous post Next post
Up