Что случилось с фантастикой, или "Придумать зеленое солнце легко" (с)

Jun 26, 2020 20:15

Навеяно: https://ivanov-petrov.livejournal.com/2258952.html

Жанр художественной литературы (а равно и художественного кино) основан на погружении человека в выдуманный мир. Ключевое слово "погружение", а вовсе не "выдуманный". Именно эффект погружения - когда вы как бы живете интересной жизнью некоего персонажа, наблюдаете интересную историю как будто присутствуя в ней - вызывает интерес к книге и заставляет ее читать. Иными словами, книга - это разновидность игры.

(Причем даже в тех случаях, когда автор произведения ставит некие серьезные, философские вопросы или, наоборот, стремится передать какие-то свои соображения читателю, то есть когда книга не чисто "игровая", не чисто развлекательная - эффект погружения все равно имеет первоочередное значение. Потому что в противном случае не надо писать в жанре фантастики или там триллера, можно написать научно-популярную или философскую статью. Это гораздо проще и компактнее. Но, эффект от хорошего романа будет намного выше, как правило, по двум причинам:
- статью, особенно философскую, прочтут очень немногие.
- большинство людей не в состоянии воспринимать абстрактную логику. Большинство могут оперировать только знанием, фактами, опытом. А художественное произведение разворачивает перед читателем мир, в котором все так, как хотел автор. В этом случае большинство читателей, не будучи в состоянии понять мысль, рассуждение, легко могут принять образ. Отсюда огромная сила именно художественных произведений. Зачастую автору даже не надо ничего доказывать, сама нарисованная им картина будет работать куда сильнее, вне зависимости от того, прав автор или нет. )

Так вот, независимо от того, описывает автор современный ему реальный мир, ушедшую историческую эпоху, выдуманное им далекое будущее или вообще фэнтэзийную параллельную вселенную - обязательный требованием к его книге является РЕАЛИСТИЧНОСТЬ. Читатель должен "поверить" в происходящее на страницах книги достаточно, чтобы испытать чувство погружения.

Чем отличается хороший писатель-фантаст от плохого? Вовсе не уровнем поднимаемых философских вопросов. Кому интересны философские вопросы - для того есть статьи философов и футурологов. А плохого фантаста - неинтересно читать. Напридумывать космические полеты, неизведанные миры, бластеры и восьмируких пришельцев с другого рукава Галактики может даже школьник, не способный написать связный текст на тему "как я провел этим летом". Любой это может, а если при этом еще и способен писать связно - получится плохой фантаст. Хороший же фантаст в состоянии создать реалистичный мир.

А что такое реалистичность в жанре фантастики, когда речь идет о выдуманных мирах? Это предсказуемость игровой модели. У хорошего фантаста непредсказуем лишь сюжет, а у отличного - и сюжет может быть предсказуем, а непредсказуемость идет на уровне решений и поступков героя, когда он выкручивается из ситуаций. И вот, когда у вас реалистичный мир, в котором читатель знает, что возможно и что нет, когда возможности героя, возможности его противников, и в целом ситуация ясны - вот в такой мир можно по-настоящему погрузиться.

В то время как у плохого фантаста ограничений нет. Если у него фэнтэзийный мир, то читатель никогда не знает, какие заклинания можно сотворить, а какие нет. В героя пуляют файерболом, и вроде он должен погибнуть, но в нем открывается дремавшая суперспособность, и он отражает удар врага силовым щитом, о возможности чего не то что читатель, а даже персонажи-супостаты не подозревали. Если мир фантастический, то там все то же самое, только вместо магии - бластеры, искривления континуума, мгновенно заживляющие раны наноботы и, само собой, сверхспособности героя. Герой у плохого фантаста обычно супермен или как минимум отличается скрытой ранее сверхспособностью. И большую часть сюжета мочит всех, просто потому что немерено крут.
Но, нужно же добавить остроты! Поэтому враги наконец собирают большие силы (или, еще более убогий вариант, в команде героя находится подлый предатель!) и прижимают героя к стенке. Бежать некуда, выхода нет, героя щас замочат - и тут стенка открывается (или небеса разверзаются), и на помощь приходит кто? Правильно, хз кто. Кого тут раньше не стояло и о ком читатель не подозревал.
Отдельного упоминания заслуживает неограниченная эпичность технологий, когда автор измышляет ну такое, ну такое, ну вот прямое шоб ваще - то связанные между собой ажурной фермой из твердого вакуума (!) звезды (в количестве ста штук, ну чтобы не мелочиться), то кристаллы того же вакуума размером в галактику (нуачо?), то разрушающий любую материю карманный бластер, изобретенный дедом героя в начале 21-го века (!) и помогающий герою убивать проклятых пиндосов...

Примеры выше взяты из книг товарища Головачева, книги которого я читать пытался, но пришлось бросить - не вынесла душа поэта... Это даже не рояли в кустах, это ситуация, когда из роялей состоит весь роман от начала до конца. Причем у Головачева есть интересные идеи, интересные миры, начинаешь читать - вроде интересно, но очень быстро ничем не ограниченное фантазерство лишает всякого удовольствия.

В этом плане еще раз приведу в пример Андрея Круза, чьи фантастические романы фантастичны самую-самую малость, АККУРАТНО, а например серия про "планету Ордена" вообще не содержит элементов фантастики, кроме самого наличия параллельного мира. Обычное оружие, обычные автомобили, обычные люди, а способности героя ограничиваются умением стрелять на уровне не самого лучшего снайпера, и это всё! Его каждый может убить, каждый может огреть по башке и вырубить (и никакие сверхспособности не включатся, и спасительные рояли из кустов не полезут). И вот, казалось бы, скукота? Отнюдь, это наверное самая интересная, самая "погружная" фантастика, которую я читал.

А вообще с фантастикой случилась простая вещь. Люди поняли, что никакой космос им никогда не светит. Вообще никогда. И никакое развитие технологий тоже, за исключением разве что чипа в башку :))) В результате, любая фантастика, а тем более "серьезная", "ставящая проблемы" (могущие возникнуть в ходе развития технологий, освоения иных миров, встреч с иными цивилизациями на далеких звездах) - стала нереалистичной. Нереалистичной. А значит, эффект погружения ослаб. С тем же успехом (если не большим) можно представить, что землянин попадает в параллельный мир к эльфам и драконам.

философия

Previous post Next post
Up