Решила выбраться в кино на новый фильм Звягинцева, получивший уже сколько-там наград на фестивалях и выдвинутый на "Оскар". Фильм шёл на оригинальном русском с голландскими субтитрами, что иногда забавляло при неточности перевода, например: "Как дела? - Нормально" перевели как "Hey, how r u? - Good". Как переводили маты и другие нескромные выражения, уже и не помню, а фильм ими изобилует.
Природа. Холодное северное море, скудность пейзажа - кажется, эти сцены получились в фильме особенно хорошо. Всё остальное сомнительно.
Фильм - такая чернуха, российская жизнь без прикрас, где много водки, слёз и боли, несправедливость госвласти и т.п., о чём все в пост-USSR и так в курсе. Мой главный вопрос: зачем было снимать этот фильм и показывать его западному зрителю? Голландцы только посмеивались, смотря, как главный герой дрожащими руками выпивает очередной стакан. Им ведь непонятно (фильм не может показать ВЕСЬ контекст происходящего), почему он пьёт - не чтобы найти ответы на свои вопросы ("Ну, и где твой Бог?" - спрашивает он пришибленного священника), но чтобы забыть вопросы. Или эту усталость лица жены героя - при первом взгляде мне всё становится понятно, весь это чёртов круг безысходности и увядания в замкнутом "рабзавод - дребезжащий автобус - дом с кучей работы". Срез реальности госмашины тоже как-то неуклюже показан - эти менты продажные, стрельба и распиздяйство, хотя сцена с монотонным зачитыванием судебного решения меня проняла - я живенько вспомнила все наши судебные инстанции, механически пережёвывающие судьбы людей. В фильме мне понравились ещё некоторые моменты: подростки жгут костёр в полуразрушенном здании церкви; на фоне белоснежных гор вереница джипов едет морозным солнечным утром после службы в церкви. Тема связи РПЦ и власти в фильме раскрыта, как говорится. Все образы узнаваемы, но показаны как-то грязно, грубо, все эти мерзкие детали реальности, о которых хочется забыть навсегда, а здесь режиссёр смакует их, показывая зрителю - зачем?
Прочитала пару отзывов в сети - в России фильм в прокат ещё не вышел - все так хвалят "новый российский шедевр", прямо как "Трудно быть богом" недавно хвалили. Ага, на Западе любят российскую чернуху. Почему бы не снять фильм на отвлечённую тему, зачем опять тыкать лицом в грязь, преходящие эти моменты российской истории. Как по мне, на фоне тихой, прекрасной природы все эти перепитии выглядят мелко и смешно, и лучшая иллюстрация к фильму - полусгнившие лодки в водах Баренцева моря. Ну и белый скелет погибшего кита - специально для медиа-кампании, привлекательно на плакатах смотрится.
Но в целом фильм понравился тем, что я с радостью вернулась в маастрихтскую реальность. В общем-то, это дело авторов, о чём снимать фильм, но мне более импонируют фильмы-истории, которые не "призваны" что-то навязать-показать истинное лицо-наставить на путь истинный, а достаточно честно показать реальность красиво. Ведь искусство кино должно быть красивым? :)