От автора блога. Часть 11 "О крепостном праве и рабстве в «несвободной России» и «свободной Европе»" пришлось разделить пополам. Так что это первая её половина. Давайте продолжим наше увлекательное путешествие, в мир русофобии. С предыдущими 10-ю частями, вы можете ознакомиться
тут.
Click to view
1762 год. Просвещенный монарх может изменить страну только опираясь на просвещенный правящий класс, а не подавляя его, заявляла Екатерина II [Такого высказывания у императрицы нет. Либо необходима ссылка - Замечание И. Б.]. Это она заменила подпись «раб» в официальных документах на слово подданный [В документах не может быть слова «раб», с юридической точки зрения в России рабов не было - Замечание И. Б.]. Однако новое слово не изменило старых порядков. В мечтах о просвещённом классе императрица довела крепостничество до совершенства.
Из ролика, демонстрируемого в Ельцин-Центре.
В России рабство отменил Пётр I. Во время подушной переписи в 1718-1724 годах все холопы были приписаны к крепостным крестьянам. К этому времени в результате тяжёлого экономического кризиса, возникшего в правление Петра в связи с его военными реформами, у крестьян скопилась огромная задолженность перед государством, что угрожало им утратой земель за долги и охолопливание.
Государство не допустило сближения крепостных с холопами, их разорения как податного сословия. Указом Елизаветы Петровны недоимки по невыплаченным крестьянами податям за 1724-1747 годы были прощены.
Манифестом Екатерины II от 28 июня 1787 года были прощены недоимки по 1 января 1776 года (общая сумма 800 тысяч рублей), остальное было позволено разложить на 20 лет. Крепостное право, напротив, охраняло крестьян от возможного их закабаления.
В России, в отличие от Запада, модернизация промышленности была проведена мобилизацией собственных трудовых ресурсов, а не эксплуатацией населения в колониях, которое английская, французская и американская буржуазия обращала в рабов.
История американского и британского рабства сейчас старательно вычёркивается из коллективной памяти.
Крепостное право в европейских, а затем и в наших либеральных учёных кругах выставлялось, как знаковая особенность России, которая, даже несмотря на его отмену в 1861 году, «так и не изжила столетий рабства».
Наиболее ярко эту мысль в наше время выразил в своём эссе известный беглый предатель Альфред Кох. Схожесть его экскурса с историческим роликом Ельцин-Центра не вызывает сомнения.
Альфред Кох (род. 1961 в семье российского немца в Казахстане). В 1990-x годах был председателем Госкомимущества России (1996-1997) и заместителем председателя правительства Российской Федерации (17 марта - 13 августа 1997 года) при Президенте Б. Н. Ельцине. Историческая безграмотность ельцинского окружения поражает.
Приведу несколько «исторических» заметок Коха от 2006 года из цикла его рассуждений «Как наши предки стали рабами».
Следует обратить особое внимание на подмену исторической терминологии блатным жаргоном ельцинских политологов, которые полностью разрушили устои Российской государственности. Кох, как сам пишет, пытался начать читать Татищева и Ключевского, КостАмарова (правописание Коха) и Платонова, Дьяконова и Сергеевича (Кох называет русского дореволюционного историка права!!?), Грекова и Флори. Могу только сделать заключение, что освоить большую литературу Коху не позволила глубина его исторического мышления.
«Вопрос о том, как вольные хлебопашцы стали рабами, занимает меня давно. И действительно! Вот они, свободные племена древних славян. …И потом - бац: 90% населения - рабы, которыми торгуют как скотом. Как, в какой момент это могло случиться? Почему люди позволили это над собой сделать? Почему они не восстали, как восстали против татар? Почему они не поставили зарвавшихся князьков и боярских детей на место, как не раз это делали раньше, изгоняя нерадивого князя с дружиной прочь? ВОН ДАЖЕ ГОРДОСТЬ РУССКОЙ ЗЕМЛИ СВЯТОГО И БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО НОВГОРОДЦЫ ПРОГОНЯЛИ, КОГДА ОН ЧЕРЕСЧУР БОРЗЕЛ . А тут... Что случилось с этим народом? Как за двести лет, к середине XVI века, он потерял всю ту свободу и достоинство, которыми по праву гордился и которые отмечали даже иностранцы?».
«Самый верный способ описания тогдашних отношений (имеет в виду князя Киевской Руси и народа - Примеч. И. Б.) заключается в использовании следующих терминов: «авторитет» - князь, глава банды; «братва» - его помощники, руководители подразделений; «пехота» - простые дружинники и личные слуги князя; «блатные» - князь, его слуги и дружина; «ларечники», «кооператоры», «коммерсы», «фраера», «мужики» - посадские люди (купцы и ремесленники), крестьяне; «наезд» - предложение охранных услуг; «честная доля» - дань, которую должны платить охраняемые за охрану; «общак» - княжеская казна; «стрелка», «разборка» - битва добрых молодцев в чистом поле за облагаемые данью территории; «спортсмены», «беспредельщики» - викинги, варяги; «законники» - хазары; и т.д. Впрочем, сравнение тогдашних (да и не только тогдашних) правителей Руси с бандитами - это уже банальность».
«Создание мощного княжества Литовского, а впоследствии Речи Посполитой, положило конец миграции с берегов Днепра в Московское государство, а с севера поток ослабел сам собой: ЛЮДОЕДСКАЯ ПРАКТИКА МОСКОВСКИХ КНЯЗЕЙ, ФАКТИЧЕСКИЙ ГЕНОЦИД, УСТРОЕННЫЙ ТАМ СНАЧАЛА ИВАНОМ III, А ПОТОМ И ГРОЗНЫМ БЫЛИ ДЛЯ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФОЙ. Результатом этого противостояния стали крестьянские бунты, казацкие войны и набеги, лжецари и «польская интервенция». Весь этот период получил название «Смутного времени». А фактически это была огромная и многолетняя казацкая и крестьянская война против рабства, которая настолько ослабила царство, что оно едва не исчезло».
Кох сожалеет, что Россию не завоевали поляки:
«Построение здания российского рабства было завершено. Русские крестьяне стали полными холопами. Поздравим друг друга, господа: в середине XVII века большинство населения огромной страны на востоке Европы стало (не было, а стало!) рабами. Это беспрецедентно! Не негры, завезенные из Африки для работы на плантациях, а свои собственные соотечественники, люди той же веры и языка, вместе, плечом к плечу веками создававшие это государство, стали рабами, рабочим скотом».
Кох сожалеет, что Россию не завоевали французы:
«Только по природному своему рабству русские крестьяне подняли дубину народной войны на Наполеона. А ведь он шел в Россию, в том числе и для того, чтобы дать русским крестьянам свободу. Как это он сделал везде, где был. Раз и навсегда и без всякого выкупа. С сожжением долговых книг. Русским мужикам это особенно должно было понравиться. Запустить «красного петуха» они любили. …Вольно или невольно, но русский крестьянин еще на пятьдесят лет обрек себя на рабство. Собственными руками. Помните по учебнику истории - «кавалерствующая дама» Василиса Кожина и еще какие-то герои в армяках, но с крестами на груди. Это в галерее героев 1812 года в Зимнем дворце».
«Сформировался национальный характер. Какой уж есть. Привычки, рефлексы. То, что теперь называется модным словом ментальность. Большинство населения нашей страны - это потомки тех самых крепостных крестьян. Это очевидно. Ну, посудите сами. Они и так были большинством нации, а тут еще большевики остальных приморили. И аристократию, и разночинцев, и казаков. Кто остался? Крепостные рабы, вернее - их потомки. Как говорится, рабочий класс и колхозное крестьянство».
В недалёком прошлом каждый школьник из учебника по всеобщей истории постигал, что прикрепление крестьянина-арендатора вместе с землёй как средство включения сельских тружеников в господское хозяйство существовало практически во всех странах Европы, за исключением Швеции и Норвегии.
В Англии эта эпоха длилась около 500 лет, в Польше и многих германских государствах - четыре века. Наиболее тяжёлой формой крепостного права была немецкая, особенно в колонизованных восточных заэльбских землях, заселённых славянами. Положение крестьян здесь в результате немецкой политики drang nach Osten приблизилось к рабскому. Не случайно slave (англ. «раб») относится изначально исключительно к рабам-славянам.
«Ничто не принадлежит вам (крестьянам), душа принадлежит Богу, а ваши тела, имущество и все, что вы имеете, является моим»- определял помещичий устав 1740 года государства Шлезвиг-Гольштейн.
С середины XVII века крепостное право распространяется в Чехии.
Рабство на «цивилизованном» Западе
Великобритания.
В то время, когда Земский собор в России принял Уложение законов 1649 года, закрепившее крестьян в поместьях и посажан в городах за «тяглом», в парламентскую петицию 1659 года в Англии включили рассмотрение жестокой перевозки белых рабов. В ней говорилось, что белых рабов держали в трюме две недели, пока корабль рабовладельцев еще находился в порту. После отплытия они оставались «запертыми под палубой всё время …вместе с лошадьми».
//Болховитинов Н. Н., д.и.н. Первые английские колонии в Северной Америке основаны на костях белых рабов.
Несмотря на петицию, подобная практика продолжалась ещё не менее полутора веков.
До появления рабов-негров в колониях Англии трудились белые рабы - обязанные слуги. Основную массу обязанных слуг составляли тысячи копигольдеров и прочих мелких крестьян-держателей, согнанных с земли в Англии и Ирландии в XVI веке в результате «огораживаний», когда по выражению Томаса Мора, «овцы съели людей».
Многие крестьяне и ремесленники, разоренные промышленным переворотом, продавали себя «на срок» в Англии для оплаты проезда в Америку. Во время тяжелого путешествия через океан многие из них погибали от голода, болезней, кораблекрушений.
В Америке, белых рабов, прикованных друг к другу, водили в поисках покупателя по сёлам и городам. Практиковалась кража детей для продажа в рабство в Америке. Политические и уголовные преступники, бродяги и нищие, приравненные к ним, пополняли кадры белых рабов в колониях. Положение белых рабов часто было не лучше, чем черных. За попытку к бегству их подвергали самым свирепым наказаниям, вплоть до смертной казни. Согласно закону, их использовали по контракту семь лет, хозяева не были заинтересованы в сохранении их жизней. Так из 500 поселенцев, завезенных в Виргинию в 1610 году, к весне этого года в живых осталось 60, еле двигавшихся, упавших духом, осаждённых индейцами, непрерывно ссорившихся.
//Болховитинов Н. Н. Цит. соч.
В Виргинии было развёрнуто экстенсивное табаководство, ориентируемое на экспорт для получения коммерческой прибыли.
Рождение США. Источник: Болховитинов Н. Н. Цит. соч.
30-е годы XVII века были периодом становления в Виргинии рабовладельческих отношений, просуществовавших до конца колониального периода и получивших распространение в других английских колониях. Хотя приток белых рабов не прекращался, делались неоднократные попытки превратить в рабов индейцев. Все они не дали сколько-нибудь заметных результатов. Индейцы или сопротивлялись порабощению, или уходили из мест, близких к европейским поселениям. Захваченные в плен и обращенные в рабов убегали или гибли, не вынеся неволи.
Поэтому к плантационному хозяйству сразу же были приобщены появившиеся в колонии новые рабочие руки. То были руки черных невольников - рабов не временных, не по контракту, рабов пожизненных. Первую партию негров-рабов продал виргинцам в 1619 году голландский капитан.
В XVIII веке в Британии и Америке индустриализация породила систему фабрик, первыми рабочими на которых были безжалостно угнетаемые белые дети от шести лет.
Белые дети-рабы, работающие в шахте в Англии, 19-ый век. Слева двое детей практически без одежды. Так работали и мальчики, и девочки. Источник: Hoffman M. They Were White and They Were Slaves: The Untold History of the Enslavement of Whites in Early America and Industrial Britain /
http://perevodika.ru/articles/... Детей не выпускали с фабрик по 16 часов в день, и нередко примитивные машины калечили их: отрывали руки и ноги, длинные волосы девочек застревали в станках и выдергивались вместе со скальпом. Раненые и искалеченные белые дети выбрасывались с фабрик на улицу умирать от ран без всякой компенсации.
Тех детей, кто опаздывал на работу или засыпал в рабочее время, били железными прутьями. Восьми-десятилетние белые дети трудились на фабриках и в шахтах по всей Америке до самых 1920-х годов.
Десятки тысяч белых рабов составляли украденные дети («киднеппинг»). Словарь English Dictionary of the Underworld даёт такое объяснение слову ‘kidnapper’: «человек, который крадет детей; первоначально для отправки на плантации в Северной Америке». Источник: Hoffman M. They Were White and They Were Slaves: The Untold History of the Enslavement of Whites in Early America and Industrial Britain /
http://www.sdelanounih.ru/bely... Сегодня в США, если и признаётся существование в Америке белых рабов, то почти всегда их называют «договорным крепостничеством», или частью торговли заключёнными, которая после 1776 года переместилась из Америки в Австралию.
По закону Уолтема от 1723 года в Америку привезли, вероятно, 100 тысяч «уголовников», осуждённых на срок от четырёх до семи лет. После срока они занимали место в колониальном высшем обществе, осуществляя руководство новыми рабами, но это была небольшая часть от выживших рабов. Рабство было наследственным. Дети белых рабов тоже становились рабами. Белых продавали на аукционах. При этом, детей могли оторвать от родителей и продавать отдельно, а жён разлучали с мужьями
Во время перевозки в колонии в XVII-XVIII веках белые рабы гибли в большом количестве. Во время пути белых рабов обычно не выпускали из трюмов все 9-12 недель плавания. Белого раба запирали в конуре длиной не более 16 футов, прикованным вместе с 50 другими рабами к доске, с кандалами на шее. Недели пребывания в затхлом трюме нередко кончались вспышками заразных болезней, которые выкашивали «груз» белых рабов, скованных в утробе корабля. По пути в Америку корабли теряли до половины белых рабов.
Автор книги «Они были белыми и они были рабами: не рассказанная история порабощения белых в ранней Америке и в индустриальной Британии» Майкл Хоффман приводит большое число источников холокоста населения в британских колониях. В 1855 году Фредерик Лоу Олмстед, архитектор, которые создал Центральный парк в Нью-Йорке, отправился в развлекательное путешествие по Алабаме, и увидел, как
«с приличной высоты в трюм корабля …сбрасывали тюки с хлопком негры, а в трюме находились ирландцы. Олмстед спросил об этом капитана. «Ну, - сказал он, - неграми здесь рисковать нельзя, слишком дорого, а если ирландца выбросит за борт или ему сломает спину, никто ничего не теряет».
По подсчётам историка Сэлинджера, смертность среди [белых] слуг в иные разы равнялась смертности чёрных рабов по пути из Африки, а в отдельные периоды и превышала смертность чёрнокожих рабов.
Сэлинджер приводит средние цифры смертности среди чёрных рабов по пути в Америку за весь XVIII век в 10-20%. Смертность белых рабов составляла 25%.
2 марта 1807 года президент США Томас Джефферсон подписал закон, направленный против рабства. Закон запрещал ввоз рабов и вступил в силу 1 января 1808 года. Но в США рабство было запрещено лишь в 1865 году Тринадцатой поправкой к Конституции США.
Объявление о продаже рабов. США, XIX в.
25 марта 1807 года Британский Парламент принял Акт о запрете торговли рабами (Abolition of the Slave Trade Act), ставящий вне закона работорговлю в колониях. Рабство в колониях было окончательно отменено в 1833 году. В Британских колониях Вест-Индия, Маврикий и Южная Африка в 1833-1834 годах было освобождено около 760 тысяч рабов. Королевский флот вёл операции против работорговли на побережье Западной Африки. С 1807 по 1865 годы было освобождено около 150 тысяч рабов.
Группа рабов и арабы-работорговцы на борту судна. Занзибар, к. XIX в.
Однако нелегально работорговля «чёрным товаром» продолжалась.
Присоединив Крым, Указом 1783 года Екатерина II сразу же отменила рабство. Османская Турция отменит рабство только в 1882 году, Болгария - в 1879 году.
Во Франции рабство было отменено в ходе революции в 1794, но в 1802 году Наполеон I восстановил рабство во французских колониях. Франция отменила рабство в своих колониях только в 1848 году.
Можно привести немало примеров формирования принудительного труда в бывших английских колониях и в настоящее время. В 2009 году премьер-министры Британии и Австралии принесли извинения за программу по отправке тысяч детей в бывшие английские колонии в XX веке. В соответствии с ней «детей из бедных семей отправляли для «лучшей жизни» в Австралию, Канаду и другие страны. Однако некоторые из этих детей там подвергались жестокому обращению, многие стали батраками на фермах.
Трудное детство английских детей /
https://www.babyblog.ru/user/M... Эта система существовала только в образцово-демократической Британии. Более того она просуществовала около четырёх веков. Первая группа детей была вывезена в британскую колонию Вирджиния в Америке в 1618 году. Это разоблачает миф, что британцы вывозили в колонии на каторгу только уголовников. Десятками тысяч увозили туда маленьких детей. Эта практика прекратилась только в 1967 году.
Трудное детство английских детей /
https://www.babyblog.ru/user/M...Сначала это были полные сироты, затем под программу стали попадать и дети из многодетных бедных семей. Англия вступила в эпоху расцвета прав человека, отправка детей была намного дешевле строительства приютов на родине, выплаты детских пособий. К тому же это позволяло британизировать население заморских колоний. Преимущественно миграция осуществлялась после Второй мировой войны в Австралию. Согласно статистике, в 1940-е - 1960-е годы из Англии вывезли около 10 тысяч детей, 7 тысяч из них - в Австралию.
Художественный фильм «Солнце и апельсины» (Великобритания, Австралия) повествует реальную историю Маргарет Хамфрис, социального работника из Ноттингема, которая первая обратила внимание общества на скандальное насильственное переселение детей из бедных семей в Австралию и Канаду. Маргарет воссоединяет семьи семей и привлекает внимание общественности внимание к делу. Депортированным детям были обещаны «апельсины и солнце», но они получили каторжный труд и жизнь в закрытых учреждениях, которая резко отличается от жизни в пансионатах в Англии. Сценарий фильма создан на основе ставшей знаменитой книги Маргарет Хамфрис «Пустые колыбели».
Поскольку все в блог не поместилось продолжение тут:
http://greenchelman-3.livejournal.com/1745403.html Илья Белоус