Разные уровни вопросов

Aug 17, 2013 20:04

Снова о вопросах в педагогической практике ( первая запись тут).

Сегодня на занятии (французским со взрослыми среднего уровня, где мы смотрели репортаж TV5) осознала, что есть разные уровни вопросов, которы я могу задать ученикам, предполагающие большее или меньшее использование критического мышления для поиска ответа, а соответственно, вызывающее большее или меньшее вовлечение и интерес учеников.

1. Самый низший: вопрос о фактической информации: Сколько..., Как зовут..., Кто такая...
Позволяет узнать, что услышал и понял ученик из информации, неспосредственно доступной из текста.
Я, честно говоря, чувствую себя немного неловко, когда задаю такие вопросы, поскольку у меня ощущение, что это низводит учеников на примитивный уровень мышления. Это такой тупой контроль, не представляющий большого интереса.
Я считаю, что обычно они способны на гораздо, гораздо большее!

Исключение: поиск в тексте фактической информации, противоречащей общепринятой установке или мнению учеников.

2. Вопрос, ответ на который предполагает использвание дедукции/индукции на основе информации текста, или привлечение общих знаний: Как вы думаете, почему...? Как вы предполагаете, как/где/кто... ?

3. Вопрос о коннотации или скрытом смысле - сродни предыдущему, но тут акцент на языке: Что говорит нам использование этого слова об отношении говорящего к...? (пример: "arracher l'usine des griffes de Mittal" - "вырвать завод из когтей Митталь")
Развивает осознанность по отношению к использованию языка.

4. Метакогнитивный уровень, ещё интереснее, на мой взгляд, поскольку приоткрывает дверцу самопознания и развития метакогнитивных навыков.
Что только что сделала М., чтобы правильно ответить на этот вопрос?
(Речь шла о том, чтобы определить, верно ли утверждение, на основе информации из репортажа) - Она внимательно прочитала предлагаемый вариант ответа, и проверила правильность каждого слова, а не только того, что бросалось в глаза и обманчиво казалось главным - длительность осуществления проекта (в предлагаемой фразе было написано, что девушка сама осуществила этот проект за 9 недель, тогда как в тексте было указано, что она работала с целой командой).

Это уже учит учиться, учит более эффективным стратегиям мышления.
(К слову, вот здесь есть, что почитать на эту тему с массой колоритных примеров из израильской жизни! Спасибо izumamochka за ссылку)

5. Следующий шаг: Как вы думаете, какой вопрос я сейчас вам задам? Или: Какой бы вопрос вы задали здесь? Какое задание предложили? Что интересно сделать с этим материалом? Какие у вас есть предложения, как мы можем поработать над этим?
Предполагает, что ученики уже могут предвосхитить вопрос, а самое главное, его причину, то, зачем он задаётся, а то и предложить свой, не менее интересный. Они уже сами на пол-пути в том, чтобы стать учителями. Это предложение ученикам активной позиции.

Буду следить за собой, чтобы каждый раз, когда я собираюсь задать им вопрос, попробовать подтянуть его хотя бы до следующего уровня, или заменить принципиально иным, требующим активной позиции и более полного использования интеллекта и критического мышления.

Классификация наверняка неполная, если вспомню что ещё, допишу.

А вы видите другие типы вопросов, полезных в обучении?

language teaching/learning, education

Previous post Next post
Up