Олимпийская выставка в Лувре

Jun 17, 2024 14:03

В Париже будет Олимпиада, у меня все коллеги заранее ворчат - какой ужас, столько туристов, как мы выживем? Обсуждают, кто куда подальше от Парижа уедет, кого на работе не отпустят. Я наоборот. Я мечтал попасть на Олимпиаду ещё в 1980 году. Причём не на сами спортивные мероприятия (сейчас мы даже не думали брать билеты куда бы то ни было), а именно в атмосферу Олимпиады - да, забитый транспорт, да, толпы народу, но при этом должна быть какая-то атмосфера праздника. Ну и вообще, я люблю, когда вокруг все говорят на самых разных языках.

На тему Олимпиады по радио куча передач. О том, как вообще устроены Олимпийские игры, как к ним готовится устраивающая страна. В частности рассказали, что досье, которое рассматривает Олимпийский комитет, должно включать в себя культурную программу. И что в программе Парижа-2024 есть много чего, в частности тематические выставки в крупных музеях. Очевидно, есть выставка и в Лувре. Её сделали в Petite Galerie - похоже, что те «сезоны» малой галереи, которыми я тут восхищался, таки прикрыли.

На входе агонистическая стела (я это слово узнал из выставки, по-русски оно тоже есть, в данном контексте обозначает что-то вроде «соревновательная») - это стела с переплетёнными лавровыми венками, в которых вписаны имена спортсменов-победителей. Вроде как от этой традиции идут олимпийские кольца.





А это практически олимпийский гимн - гимн Аполлону 128-127 годов до нашей эры. На выставке эстамп с оригинала, обнаруженного в 1893 при раскопках Дельф. Текст тогда же перевели, музыку (утверждается, что вместе с тестом здесь же записана и партитура, но я не знаю, как записывали музыку древние греки) адаптировали. Кубертен прослушал, проникся идеей гимна и заказал официальный гимн Олимпийских игр.



Вот издания того времени. Слева - гимн Аполлона, справа - уже олимпийский гимн.



На выставке множество олимпийских марок (несмотря на отсутствие собственной коллекции, я в душе немного филателист), рядом с «оригиналами». Например, слева ваза, с которой срисовали марку справа. На самом деле, эта марка была выпущена не к Олимпийским играм, а к Внеочередным олимпийским играм (прекрасный французский термин: Mésolympiade, тот же корень, что у «Месопотамии»). Оказывается, в какой-то момент устроителям показалось, что раз в 4 года - это слишком редко, и они попытались ввести промежуточные игры, чтобы в итоге собираться раз в 2 года. Провели внеочередную олимпиаду 1906 года, но уже в 1910 году повторить не получилось из-за войны на Балканах, ну а в 1914 году было совсем не до олимпиады.




Картина папы Пьера де Кубертена, «Аллегория спорта, коронация атлетов», 1896. Прекрасный Парфенон (кураторы Лувра дипломатично назвали его «revisité») за спиной Афины, награждающей игрока в регби. Если кому-то кажется, что это ужас какой анахронизм, так там ещё и Эйфелева башня на фоне.



Монета (280-270 годы до нашей эры) с Гермесом, завязывающим свои сандалии. По мотивам этого изображения в 1905 году сделали марку (действительно, прекрасная аллегория для современной почты). Эта же поза в статуе - как обычно с греческим искусством, это копия копии копии (современная копия римской копии с греческого оригинала).





Реверс-инжениринг. По греческим статуям пытаются восстановить конкретные жесты спортсменов. Как раз примерно в то же время изобрели хронофотографию, при её помощи снимали спортсменов и сравнивали, какое движение даёт наиболее похожие на греческие статуи позы. Так, например, восстановили метание диска. Опять же, обратите внимание на марочки на фоне.




Ну и куда же без Лени Риффеншталь. Раздел «Тень над олимпийским движением» :-)



Ваза (кратер, 420-400 годы до нашей эры) с лампадодромией (и это слово тоже есть по-русски!) - бегом с факелами. Отсюда взяли современную традицию передаваемого по эстафете олимпийского огня.



Фрагмент вазы (гидрия, 420-400 годы до нашей эры) с танцем. Кураторы пишут, что всё, что женщины могли делать на первых современных олимпийских играх - это танцевать (надо полагать, в качестве развлечения для «настоящих спортсменов», а не в качестве соревнования). Справа - открытка к играм 1906 года, вдохновлённая одновременно этой вазой и танцем Айседоры Дункан, приезжавшей в Афины за пару дет до того. На парижских играх 1900 года женщинам разрешили теннис, гольф, крокет, парусный спорт и конную езду (приехали 22 спортсменки). В 1904 года женщин допустили к стрельбе из лука. в 1908 году к конькобежному спорту. В 1912 году разрешили плавать и нырять. И только начиная с игр 1928 года в Амстердаме, женщин пустили в олимпийскую лёгкую атлетику. А полностью убрали ограничения в 2012 году в Лондоне.




В качестве иллюстрации, что женский спорт - это не современная повесточка, а скорее наоборот, что исключение женщин из спорта было временным затмением, на выставке показывают древнегреческие фигурки бегуний (550-525 годы до нашей эры). И рассказывают, что в оригинальных играх были женские забеги (в честь Геры).



louvre

Previous post Next post
Up