В Le Monde
описывают прекрасную историю бирманской студентки одного французского ВУЗа. Она поступила в прошлом году, а в этом году попала под санкции. Если кто не следил, в Бирме в 2021 году был военный переворот. Папа студентки активно сотрудничает с путчистами, он под санкциями давно, а тут попала и сама девочка. Она не просто комсомолка-красавица, она как минимум до 2021 года входила в руководство компания своего отца (с 2021 года хунта закрыла доступ к этим данным).
Соответственно, правозащитники обратились к руководству ВУЗа: как вы можете принимать таких студентов? По их данным, жизнь и учёба студентки финансируется находящимися под европейскими санкциями людьми и организациями, в том числе считающимися в Европе террористическими. Правозащитники требуют немедленно арестовать все счета студентки и закрыть ей доступ во Францию.
Прежде, чем пересказать ответ дирекции ВУЗа, журналисты отмечают, что за последние 5 лет количество иностранных студентов во Франции выросло на 80%, и что они приносят порядка 1,5 миллиардов евро в год - кто же будет проверять происхождение таких денег? Лично мне этот пассаж показался недостойным приличной прессы - они сами цитируют
исследование, из которого следует, что да, иностранные студенты тратят 5 миллиардов, а государство на них тратит 3,5 миллиарда - вот и прибыль в 1,5 миллиарда (сами по себе цифры очень интересные!). Но при чём здесь ВУЗы? Половина трат студентов - это съём жилья, половина оставшегося - еда. Разве что считать получаемые ВУЗом государственные субсидии, ну так они не зависят от того, приехал студент из-за границы, или это местный.
Тем не менее, ответ ВУЗа: санкции касаются не людей, а денежные потоки. Проверять происхождение денег студентов явно не входит в обязанности ВУЗа. ВУЗ принимает деньги только со счетов, расположенных на территории Франции, предоставляя банковскому сектору контролировать их происхождение.
Журналисты передали это мнение министерству финансов Франции, который с ним не согласился. Министерство считает, что проверять происхождение денег - это ответственность ВУЗа. При этом да, санкции на образование не распространяются, и родственные связи с попавшим под санкции человеком не обозначают автоматически, что финансирование обучение незаконное.
Журналисты передали это мнение назад в ВУЗ - те ответили, что будут разбираться с их юристами, эта веточка пока что застыла. Журналисты вдогонку рассказывают, что конкретно в этом ВУЗе (это HEC - бизнес-школа мирового уровня) есть предметы по devoir de vigilance (русская Википедия не помогает с переводом), но сами они, похоже, не удосужились применить знания преподавательского состава у себя на практике.
Журналисты обратились за комментариями к мета-организации, что-то типа профсоюза ВУЗов. Те ответили: ВУЗы не располагают необходимыми инструментами для расследования досье студентов, они полагаются на решения компетентных государственных органов. Например, когда государство сказало приостановить сотрудничество с российскими ВУЗами - все это распоряжение выполнили, не задавая лишних вопросов. Так и здесь, как только государственные органы скажут выгнать эту студентку - её выгонят. А проводить расследования на основании страны прибытия студента - это же дискриминация, товарищи!
В настоящее время, продолжает профсоюз, систематически изучаются только досье докторантов, постулирующих на должности в индустрии определённого уровня секретности. И решения приходят к нам в виде выдачи или отказа в визе. Пока виза есть - мы считаем, что всё хорошо.
Журналисты пошли в министерство иностранных дел. Там им сказали, что никакой дискриминации, конечно же, быть не может, они изучают все досье одинаково, вне зависимости от того, был в стране переворот или нет. В данном случае визу выдали, но до того, как девочка попала под санкции. Судя по всему, визу ей не должны будут продлить, но этим будет заниматься уже министерство внутренних дел.
Помимо забавности ситуации и дотошности журналистов (это я ещё не перевёл длинный список, кому они пытались звонить, и кто отказался от комментариев), невозможно не провести параллели с российскими студентами. Я регулярно разговариваю с другом, сын которого учится в Европе, и у которого проблемы с открытием счёта в местном банке - при том, что ВУЗ отказывается даже разговаривать о том, чтобы счёт был где-то за границей (например, во Франции - я предлагал такой вариант). Теперь становится понятным, откуда взялись эти требования местного банка - чтобы ВУЗу не проверять происхождение денег. И даже понятно, почему банк не торопится открывать счёт - им тоже лень проверять каждую транзакцию из России, не содержит ли та токсичных денег. Но зато, может быть, получится предложить решение с местным спонсором, когда оплата ВУЗа идёт не через счёт студента, а через счёт уже живущего в стране друга брата кума свата. Банки всё равно будут проверять происхождение приходящих на этот счёт из России денег, но как минимум они не смогут вставлять палки в колёса, просто отказывая / затягивая открытие счёта.