Недавняя
статья в Le Monde поднимает очень интересную тему исторического наследия. На примере наследия Российской империи. В двух словах: под Парижем есть знаменитое
Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Обычно его называют «русским кладбищем», потому что там с 1927 года хоронили «белую эмиграцию». Но на самом деле это часть (примерно две трети) обычного городского кладбища города Сент-Женевьев-де-Буа. То есть, кладбища, подчиняющегося обычным французским законам.
А французские законы таковы, что место на кладбище ты чаще всего получаешь не навсегда, а на какое-то
определённое время, например на 30 лет. Через 30 лет можно продить концессию, но если в какой-то момент никто не захочет платить за это место на кладбище - городские власти имеют право «убрать» могилу (я ставлю квычки, потому что лично я не знаю, как именно это происходит, да и вообще, конкретные детали процесса лично меня не интересуют, важен концепт - могилы не будет), а освободившееся место использовать под другие захоронения. На практике ставят таблички в духе «осторожно, за это место не заплачено, если вас интересует сохранность даной могилы, обратитесь в мэрию». По закону таблички стоят минимум 2 года - то есть, если могилу посещают, то посетителям напоминают, прежде чем убрать могилу (опять же, технические подробности лично мне не так интересны, пишу исключительно чтобы не было реакции «о боже, какие варвары!»).
Итак, «русское» кладбище. За почти 100 лет огромное количество могил «осиротело». Но при этом, все прекрасно понимают, что это не простое кладбище, это часть нашей общей, общеевропейской истории. Могилы не убирают, но деньги на уход за ними нужны. Ещё в 2000 году туда приезжал Путин, договорились о том, что Россия (государство + РПЦ) будет оплачивать порядка 70% «русских» могил (интересно было бы, кстати, посмотреть на список, кого Россия взяла на финансирование, а кого нет - в принципе, логично, там должны быть похоронены не только «правильные» с точки зрения нынешних российских властей эмигранты). Заплатили по этим могилам долги (400-800 тысяч евро), затем каждый год платили за место и за уход (ещё 100-200 тысяч евро в год). В 2018 году сделали аудит - практически половина «русских» памятников находится в плохом состоянии, их нужно ремонтировать. Россия согласилась финансировать, французская сторона составила смету, вышло порядка 2 миллионов евро, счёт отослали в Москву. Тут нужно сделать торжественный голос как в историях на анекдот.ру: и было это в январе 2022 года.
Сейчас проект остановили. Россия (российское посольство во Франции подтвердило Le Monde) готова платить хоть прямо сейчас. Франция отказывается, но мэрия города (формально за проект отвечает именно она) от комментариев отказывается. Президент ассоциации, занимающейся поддержанием «русских» могил на кладбище, прямо говорит, что согласие принять русские деньги явно будет использовано российской пропагандой, и лично он не хочет давать им этого повода.
Я с ним в принипе соглашусь - когда несколько лет назад Notre Dame de Paris объявили сбор денег на рождественскую ёлку, российское посольство ответило немедленно, тут же привезя шикарную ёлку прямо из Сибири. А потом мне несколько месяцев все российские друзья и родственники пересказывали репортажи Первого канала о том, как Россия спасла «главную ёлку страны» для французских ребят. Деньги всё же пахнут.
Тут небольшое лирическое отступление. Нам это может нравиться или нет, но факт остаётся фактом: наша общая до 1991 года страна часто называлась «Россия». И империя до 1917 года была «российской». И потом мало кто говорил «СССР», чаще говорили «Советская Россия». В космос человека запустили «русские». И композиторы «русские», и писатели великие «русские», да даже Брежнев «русский».
Я ни в коей мере не призываю с этим бороться - лично мне кажутся жутко смешными споры о том, русский Гоголь или украинский. На мой взгляд, это писатель и русской и украинской культур одновременно. И я не буду браться присваивать ему какие-то проценты. Гордиться Гоголем (что бы ни означали эти слова) могут как современные россияне, так и современные украинцы.
Я пытаюсь отметить здесь одну вещь. Что слово «русское» из названия кладбища точно так же относится к современной Украине, как и к современной России. Говорить обратное - примерно как говорить, что «Киевская Русь» это исторический корень только одного из этих государств. Нет, конечно же обоих. Несмотря на то, что она «Русь», от неё же происходит и современная Украина. И несмотря на то, что она «Киевская», от неё же происходит и современная Россия.
Времена такие, что лучше уточнить и ещё более очевидное. Конечно же, я не пытаюсь сказать, что современные Россия и Украина ничем не отличаются друг от друга. Как мы видим даже по нынешней войне, они отличаются очень сильно. Но предок у них когда-то был общим, и нам не обязательно этого стыдиться. Тем более я не пытаюсь рассказывать про «Русский мир», и какие ещё там у развязавших нынешнюю войну были отмазки. Я даже про «один народ» здесь не говорю - я всего лишь про «одну историю».
Возвращаясь к кладбищу. Лично мне интересно было бы увидеть сценарий, в котором условная Украина (я понимаю, что ей сейчас не до того, ей и так есть, куда деньги девать) предложила бы французскому кладбищу деньги за могилы и ремонт памятников. Потому что это точно такое же их прошлое, как и российское.
То же самое по остальным пунктам. Я не вижу, почему украинцы не должны гордиться запуском Гагарина. Они в этом проекте участвовали точно так же, как и русские (на всякий случай, Сергей Павлович Королёв сначала закончил Киевский политех, а уже потом московскую Бауманку). Ну или гордиться победой во Второй мировой войне: предки нынешних украинцев штурмовали Берлин точно так же и в тот же самый момент, когда этим же занимались предки нынешних россиян (на всякий случай, если кому-то захочется поговорить про Бандеру и украинских предателей великого коммунизма - в России тоже был Власов, который воевал против СССР, не будем меряться). Наоборот, было бы прекрасно видеть рядом с гордостью «Можем повторить!» гордость с трауром по погибшим. Вместо гордости, выпячивающей собственные заслуги, гордость, не отрицающюю наличия остальных союзников.
А более полная версия, наверное, звучит как-то так. Я не вижу резона отдавать нашим противникам нашу историю и нашу культуру. Не только из сентиментальных соображений (лично мне нравится картинка Гагарина в шлеме), но и из практических. Если бы россияне помнили, что в 1941-1945 году с немецким фашизмом сражались не только их деды, но и деды украинцев, то весь этот пафос «вспомним, ради чего погиб наш дед!» или «можем повторить» немного стих бы. Если нынешние россияне считают, что они «могут повторить» героический штурм, то ведь и нынешние украинцы тоже «могут повторить» героическую оборону. А потом и героический штурм. Потому что их предки вместе участвовали в оригиналах (на всякий случай, лично мне вообще кажется порочной вся эта логика экстраполяции поведения предыдущих поколений на нынешние, но раз уж кто-то в неё верит, почему бы не разушить их миф их же логикой).
Ну и вообще, мне проще понять украинца, который называет «своим» Тарковского, чем какую-нибудь (родившуюся в Киеве) Миллу Йовович. Даже не потому, что над фильмами Тарковского явно работало много украинцев. Просто потому, что много украинцев было воспитано на фильмах Тарковского. Ну или на книгах Астрид Линдгрен - это такая же часть моей культуры, как и часть культуры шведской. Что за глупость вообще смотреть исключительно на место рождения? Почему моей культурной близости к чему-то должно мешать то, что точно так же близким к нему считает себя кто-то другой?
Бунин и Тургенев. Галич и Нуреев. Мы точно хотим отдать их в монопольное пользование нынешней России?