Французская живопись в Лувре

Jan 19, 2022 18:10

Это мы с Анютой осенью ходили в музей, без какой-то определённой цели. Пошли по этажу французской живописи.

«Святой Андрей тушит пожар». Я не совсем точно перевёл название, потому что не понимаю как сказать по-русски «Saint André fait éteindre l’incendie par son disciple» - формально пожар тушит ученик святого (вон он, внутри, с колбочкой), но картина называется так, как будто тушит святой, пусть и руками своего ученика. Ну или заставляет того тушить. Я, понятное дело, полез читать, что это за история, и не разочаровался. Это из Золотой легенды, сборника рассказов из жизни святых. XIII век, видимо ученики Баудолино писали.
«Некий знатный юноша последовал за апостолом против воли родителей. Тогда его родители подожгли дом, в котором пребывали юноша и святой Андрей. Когда пламя уже вздымалось вверх, юноша, взяв бутылку, окропил из нее огонь и тотчас потушил. Родители же его говорили: „Сын наш сделался волхвом“. Когда они поднимались по лестнице, Бог ослепил их так, что они не могли видеть ступеней. Тогда некто сказал им, восклицая: „Для чего вы тратите усилия понапрасну? Сам Бог поборает за них, а вы не видите. Так отступитесь же, чтобы не настиг вас гнев Божий“. Многие, видя этих родителей, уверовали в Господа, сами же родители спустя пятьдесят дней умерли и были положены во гроб».




«Авиньонская пьета», про неё писали в Grande Galerie. В 1904 году её показали на выставке в Париже, и общество друзей Лувра попыталось выкупить картину. Вроде как владелец картины - город, потому что после Революции её конфисковали из церкви и национализировали. Друзья Лувра договорились с мэром города о сумме - 50 тысяч франков, но тут внезапно появляется кюре церкви, откуда картину взяли на выставку, и говорит, что у него есть консульский указ, возвращающий картину во владения церкви. С кюре о сумме договориться не смогли, и картина поехала назад в Вильнёв. Но на фоне бушевавшего тогда обсуждения роли церкви в обществе (в 1905 году во Франции примут закон об отделении церкви от государства) кюре решает подарить картину городу. После чего мэр продаёт её Лувру, но уже за 100 тысяч.
Нимбы на картине просто отличные. Человек слева без нимба - заказчик картины.



Жутко бликующая картина, простите. Святой Агрикола представляет заказчика Троице - есть и Отец, и Сын, и Святой Дух. Слов, вылетающих из уст людей, не разобрать. Я зацепился за имя святого - нет, к сожалению наша любимая игрушка названа не в честь него. Почитал агиографию, там как обычно прекрасно: по молитвам святого Агриколы было отвращено нашествие аистов (подумать только, какой ужас грозил городу!), с тех пор он считается покровителем аистов (логику не ищите). На фрагменте справа - вместе с инструментами страстей Господних изображена Вещь из Семейки Адамс. На самом деле, кто-нибудь понимает, что это?




«Чудо Креста Господня». На первом плане раскрывает тему воскресшая от одного лишь контакта с Крестом девушка. Справа от неё, на коленях, Святая Елена, мать императора Константина. На заднем фоне предыдущая серия: Елена руководит раскопками, в ходе которых нашли Крест. Почему на первом плане крестов два, я не понял.



Распятие парижского Парламента. В Grande Galerie была статья об этой картине с разбором пейзажа на заднем плане. Там достаточно много реалистических деталей (сам Лувр слева, между Святым Людовиком и Иоанном Крестителем), по которым в частности можно и восстановить те, которые за прошедшие 6 веков поменялись.



Здесь мне показался странным выбор темы. Снова донатор (с сыном) в углу картины, а основной план - сцена предательского поцелуя Иуды. Я понимаю, позировать перед распятием - тоже не самый приятный момент истории, но хотя бы престижный. Но поцелуй Иуды? А ещё понравилось, что в 1450 году художник нарисовал прилично выглядящее звёздное небо. Всё ещё без реальных звёзд, но это и в наши дни редкость - вы обращали внимание, что в мультфильмах никогда не рисуют настоящее звёздное небо?



Про этот портрет тоже Grande Galerie писала. Это портрет Карла VII (тот, который с Жанной д’Арк), и это чуть ли не первый «современный» портрет - когда человек изображается в натуральную величину, и почти анфас. Жан Фуке, 1478-1481 годы.



Когда ты хочешь рисовать архитектуру, и вообще весь из себя Эшер - а заказчик требует библейских сцен. Присмотревшись, на картине можно найти не только младенца Иисуса, но и даже ослика - это «Поклонение пастухов».



Это достаточно маленькие портреты, но зато какие рамки! Примерно 1550 год.



«Царица Артемиссия готовится выпить пепел своего мужа Мавсола» - как можно было пройти мимо картины с таким названием? Оказывается, это тот самый Мавсол, от гробницы которого получилось слово «мавзолей». А сам оригинальный Мавзолей - одно из семи чудес света. По поводу изображённой на картине сцены, французская Википедия говорит о почитании женой мужа, доходящем до поглощения его пепла. Русская же Википедия находит в этом жесте какие-то суицидальные мотивы.



«Страшный суд». Немного не в фокусе, но я хотел показать фрагмент справа. Что это за серп в руках Иисуса?




Это «Осень» Пуссена, но у меня она ассоциируется с  комиксом, о котором когда-то писала sasmok. На самом деле здесь тоже описывается библейская история, о том, какой крупный виноград будет расти в земле обетованной.


louvre

Previous post Next post
Up