У меня коллега едет в отпуск в Кению. Начали с «ой, где это?», очнулись в Википедии.
Текущий президент Кении Ухуру Кениата выиграл на выборах 2013 года. В первом же туре он набрал 50.07% голосов - больше 50%, второй тур не понадобился. На втором месте был Раила Одинга с 43.31%, он, естественно, потребовал пересчитать голоса - новый президент отказался, люди вышли на улицу, куча трупов.
В августе 2017 году снова выборы, снова Ухуру Кениата против Раила Одинга. Начало идёт по тому же сценарию: Кениата набирает 54% в первом туре, Одинга заявляет о фальсификациях. Но на этот раз Одинга удалось отменить результаты выборов, новые выборы назначили на октябрь того же года. И в них Кениата набирает 98.26% и остаётся президентом страны. Всё, happy end.
Внимательный читатель в этом месте должен задуматься: WTF? Во-первых, с каких это пор удаётся оппозиции отменять результаты выборов? Во-вторых, как она сумела слиться за какие-то 2 месяца?
Копаешь - действительно, с августа по октябрь 2017 года Кению колбасило. Оба кандидата обзывали друг друга манипуляторами и фальсификаторами. В стране действовало одновременно два комплекта ЦИК. В итоге Одинга буквально за пару дней до выборов снимает свою кандидатуру - по кенийским законам это должно было отменить процедуру (остался всего один кандидат). Но в тот же день Кениата собирает парламент, который - правильно! - срочно переписывает конституцию. С тех пор единственный оставшийся кандидат автоматически объявляетя победителем.
Что меня интригует в этой истории, это - почему 98%, а не 100%? Ушедший Одинга каким-то образом успел получить 0.96%. То ли это кенийские подводники, уходившие в плаванье, успели проголосовать досрочно. То ли ещё какие-то тонкости местного законодательства.
При всей экзотике история Кении прекрасно показывает плюсы наличия альтернативы действующей власти. Этот Одинга - не Навальный или Тихановская, которые могут сколько угодно подавать в суд, результатов выборов это не отменит. Тут снова помогает Википедия:
1964 год - первым президентом Кении избирается Джомо Кениато, вице-президент - Огинга Одинга. Через пару лет они разругались, президент остался у власти, вице-президент ушёл в оппозицию.
1978 год - Кениато умирает, президентом становится его премьер-министр Мои.
1982 год - Огинга Одинга пытается совершиить государственный переворот, не вышло.
2002 год - Мои пытается передать власть сыну Джомо Кениато - Ухуру Кениато. Но нет, на выборах тот проигрывает, президентом становится Мваи Кибаки.
2007 год - Кибаки снова выигрывает выборы, на втором месте сын Огинга Одинга - Раила Одинга. Небольшой перевес, фальсификации, беспорядки на улице, гражданская война, тысячи трупов. Мир возвращается после назначения Одинга на пост премьер-министра.
Таким образом, в 2013 году на выборах встретились действующий оппозиционный премьер-министр из семьи Одинга и представитель правящей партии из семьи Кениато. Гардемарины, 50 лет спустя.
Видно, что наличие политической алтернативы не превращает автоматически страну в рай на земле. Но отсутствие её уж точно позволяет выигрывать выборы, рисуя себе 80%. Или примерно так же переписывать под себя конституцию. Собственно, это самый главный мой ответ на вопрос «если не Путин / Лукашенко / Сталин, то кто?» - в данной ситуации сгодится кто угодно. Кто-то способный возродить политическую конкуренцию. Собственно, самим фактом своего избрания дающий ей возможность возродиться.
Следующие президентские выборы в Кении
пройдут в 2021 году.