Grande Galerie № 46

Jul 02, 2019 14:21


Люблю такие истории: в Лувре есть статуя, но голова от неё - в Метрополитен-музее. В 1974 году два музея договорились совместить кусочки и выставлять целую статую по очереди. Сейчас (и на ближайшие 4 года) она в Лувре. На этом месте циник может возмущаться бессмысленной тратой государственных денег - кто, кроме специалистов (оплатить билеты которым было бы существенно дешевле) вообще заметит отличие этой статуи от десятков таких же, выставленных в этом же зале? (спойлер: все остальные статуи зала - это великий принц Гудеа, папа этого персонажа)

Наткнулся на «портрет выдающегося дерева» - старый дуб «Rageur» (яростный) в лесу Фонтенбло. Сразу стало интересно, насколько этот дуб до сих пор там стоит. Проверил - не перестаю удивляться мощи интернета! Я нашёл страничку, посвящённую этому дубу и его изображениям в искусстве. Пишут, дуба с нами больше нет, но никаких подробностей не дают.

Очень интересная фотография (справа) аттракциона со Всемирной выставки 1878 года, когда во дворе Лувра установили воздушный шар и катали на нём всех желающих. Прошло всего несколько лет после Франко-прусской войны и Парижской коммуны. Дворец Тюильри уже сожгли (это было в 1871 году), но руины ещё не разобрали (это произойдёт только в 1883 году). Так что, слева на фотографии мы видим стенку именно дворца Тюильри.


В журнале целое досье про арку Карузели. Мне казалось, что её построили ещё при Старом режиме, после праздника в честь рождения наследника Людовика XIV. На самом деле, площадь была названа в честь того праздника, а арку построил как обычно Наполеон. Вместе с Триумфальной аркой - их строительство начали одновремено, в 1806 году, маленькую арку достроили уже в 1808, а большую после поражения Наполеона забросили и достроили только в 1836 году.

Я уже писал о прекрасной истории квадриги святого Марка, которую Наполеон вывез из Венеции, поставив на арку Карузели. Коней пришлось потом вернуть, на арке стоит копия XIX века, честно воспроизводящая новодельные «ошейники».

В журнале дают ещё один кусочек от этого пазла: во время строительства арки работавший над ней скульптор предложил императору, чтобы кони не простаивали, приделать к ней повозку. Более того, для повозки он уже приготовил статую самого Наполеона. Пишут, что Наполеон идею не оценил, повозку одобрил, но она осталась пустой. Статуя сейчас находится в Лувре.

Что самое смешное, пишут, что сейчас копии коней тянут-таки повозку, и на ней стоит аллегория Реставрации. То ли мне к офтальмологу пора, то ли я не под тем углом обычно смотрел, но я всегда видел на арке только лошадей :-)

А ещё рассказывают, почему, собственно, кони. Здесь они из Венеции. В Венеции - из Константинополя. А в Константинополе они украшали ипподром. Хоть где-то была логика!

Ещё пишут, что в Константинополе этих лошадей называли «греческими», потому что считалось, что сделали их в Коринфе, откуда их привезли в Константинополь. Ощущение, что попал в фильм Вуди Аллена, где каждое поколение парижской богемы сожалеет о времени предыдущего поколения. Так и здесь - лошади предыдущей цивилизации всегда ценились больше, чем свои.

И напоследок прекрасная гравюра 1828 года, на которой видны дома внутри Лувра, а также забор на уровне арки:


grande galerie

Previous post Next post
Up