В воскресенье отправили Натанкина в лагерь. Изначально мы собирались ехать в «Колобок», но мальчик почему-то заснобил, сказав, что в этом году хочет чего-то другого, и выбрал по каталогу каникулы на парусниках.
Нам нужно было отвезти ребёнка к 07:15 на place d’Italie (это Париж), якобы оттуда уже в 07:30 они должны отправиться к Атлантике. Я немного удивился кратости времени на сборы: обычно дают час, если не полтора, да и того не всегда хватает - пока всех пересчитают, отметят, рассадят. Приехали - никакого автобуса на площади нет, стоит маленькая машинка, откуда к нам бросается дядька: Натан? Я сначала подумал, что в лагерь набралось пара человек, и автобус заменили легковушкой, но у них оказалась стрёмная логистика - автобус приехал в какой-то пригород (Longjumeau - тоже родной пригород, там Ленин жил), а детей туда привезут вот такие маленькие машинки. На вопрос, зачем нам нужно было ехать именно в центр Парижа, вместо того, чтобы отвезти ребёнка в Longjumeau, дядька ответить не смог. Но я, мне кажется, понял - у них в начале не было нашего адреса, и на первых документах значилось 75001 Paris (в переводе на русский это примерно «Красная площадь, Москва»), оптимизировать не получилось.
Сдали мальчика, а сами в «Колобок». Ребёнок заснобил, но у нас-то там друзья!
Получилось достаточно сумбурно, но приятно. Болтали-болтали-болтали. Отдежурили на кухне в хорошей компании. Сходили на море (погода в выходные была просто удивительная, я даже по колено в море смог зайти). Обняли друзей, потискали собаку. И поехали назад.
По пути туда и обратно прорабатывали очередную прогулку по Лувру -
Средние века. Потому что в Париже другая компания друзей устраивала ещё один лагерь, на тему средневековья, и мы захотели показать им что-то из любимого. Сделали в итоге прогулку для детей: рассказ про
портрет Иоанна II (первый личный портрет со времён античности),
портрет Карла VII (как вводная к персонажу - подготовили, но в итоге забыли остановиться около него :->),
надтронный ковёр Карла VII (прекрасная история, как его нашли в 2009 году в очередном подвале какого-то замка) и предметы коронации (после рассказа о Карле VII и Жанне д’Арк, описание процедуры коронации приходилось как нельзя кстати) - корона (у нас была
корона Людовика XV и
корона Наполеона - то ещё средневековье, но дети не заметили),
скипетр,
рука правосудия (тоже Наполеона),
брошь,
шпоры и
шпага (Галерея Аполлона очень удачно на ремонте, в итоге все эти предметы собрали в залах средневекового искусства).
Отпустили детей, а взрослым предложили ту самую прогулку. Видна, конечно, разница уровня текста между брошюрой для детей и, пусть и популярным текстом, но для взрослых. Детский текст достаточно прочитать один раз, чтобы потом пересказывать. Над взрослым сначала я просидел часа 3-4, вычитывая терминологию и пытаясь понять, как это можно сказать по-русски. Потом ещё 3 часа мы с Анютой пытались понять, что и в каком порядке стоит рассказывать.
С другой стороны, даже если добавить к этому пару часов, которые я потратил на разведку на местности (проверить, что из описанного выставлено, где именно оно выставлено и как идти от одного экспоната к другому), получается не так много времени - при помощи материалов Лувра и Википедии, меньше чем за 10 часов можно приготовить любительскую, но вполне приличную экскурсию.
В итоге не знаю как кому (мы, конечно, нарвались на кучи комплиментов), но лично нам понравилось. Надо и самим почаще выбираться на такие прогулки. И если кого-то интересует какая-то тема - обращайтесь, с хорошей вероятностью мы с удовольствием переведём ещё что-нибудь :-)
Вернулись домой, всю дорогу читали про Барбароссу. Потому что
один из экспонатов взрослой прогулки был подарен Барбароссой Андрею Боголюбскому - когда мы готовились, мы прямо споткнулись об эту фразу. До сих пор слово «Барбаросса» в контексте «России» у нас вызывало совершенно другую ассоциацию. Андрей Боголюбский - это сын Юрия Долгорукого. Князя Ростовски-Суздальского и Киевского, основателя Москвы. Совершенно неожиданно было увидеть родные имена в таком неожиданном контексте.
Нам было интересно и то, как Барбароссе пришла такая неожиданная мысль (читая, пересмотрели собственные ощущения того, насколько Русь в средние века была на краю мира - не центр мира, да, но и не так уж чтобы совсем на отшибе), и то, как подарок в итоге оказался в Лувре (продала советская власть - сегдняшняя стоимость одного наплечника ~60 миллионов евро).
По возвращении домой решили углубить, посмотрели документальные фильмы. Сначала про Барбароссу (
серию из немецкого сериала, на youtube с русским переводом), потом ещё одну
серию про Карла Великого.
Потом переключились на французские документалки -
Secrets d’histoire про Карла Великого. Сразу же удивились тому, что в передаче использовали те же «художественно-документальные» кадры, что и в немецком фильме - вот она, европейская интеграция. Потом с интересом сравнивали подачу одних и тех же исторических фактов - мир с Видукиндом немцы показали как инициативу Карла (нельзя сражаться до бесконечности, нужно и делом заняться), тогда как французы - как выход саксов из тупика (дальнейшее продолжение борьбы привело бы к полному уничтожению их народа). Общее впечатление - приятно иметь возможность сравнивать разные версии (я не про знание лишнего языка, а про свободный вечер - см. начало поста). И как всё же французская версия на порядок интереснее, серьёзнее (несмотря на мою чуть ли не физическую аллергию от ведущего). Наверняка это уже вопрос привычки - я то же самое когда-то писал про сравнение Arte с BBC, ну а про американские документальные фильмы вообще лучше не вспоминать, их совсем сложно смотреть, там воды на 90%.
Перед сном включили Парфенон (это текущий проект у Парфёнова, уже третий сезон идёт - кстати, если кто не видел, он запустил в youtube
«Намедни» про 1940-е годы), и там в
последнем выпуске неожиданно зашла речь о
торгсине - ещё одном источнике финансирования советского правительства. По Парфёнову (я не проверял эти данные, он цитировал книгу, выдержки из статей автора которой можно видеть, например,
здесь) выходит, что торгсин в какой-то момент торговал не только с иностранцами, как предписывало его название. Но и с местным населением - за золото. Причём последние покупали в основном зерно и муку. Прекрасная получается стратегия:
1. Собираем в стране всё зерно, продаём его за золото.
2. Открываем магазины по торговле зерном за золото и ждём голодное население.
3. На вырученные средства строим ДнепроГЭС, ГАЗ и СТЗ.
Как можно видеть, спустя сто лет эта стратегия признаётся (потомками выживших) едва ли не оптимальной.