Pompidou - Cesar

Sep 26, 2018 09:35

Выставка начала года про Сезара. Я знал о его компрессиях как минимум из  выставки с котом (мне кажется, на этот пост у меня больше всего ссылок за всю историю журнала, он справедливо носит tag thebest), но при этом совершенно не был в курсе всего остального его творчества.

Начало - достаточный industrial. Пишут, что Сезар в какой-то момент познакомился с электросваркой и заинтересовался, насколько индустриальную технику вообще можно использовать в искусстве? Получилось, иногда даже симпатично. «Осётр», 1954:




«Летучая мышь», 1955 и «Крыло», 1957. Про вторую работу пишут, что в 1956 году убился человек-птица Léo Valentin, и Сезар настолько впечатлился его смертью, что несколько лет работал над подобными крыльями.




«Завтрак на траве», 1957 - а вот и «современное искусство» в том смысле, в котором люблю его я:



Ещё одна, но просто ажурная «Летучая мышь», 1954. И «Танцовщица», 1949 - здесь и Малевич, с чего минимальным количество строго геометрических фигур, и ощущение жизни, движения.
Фантастика, конечно, как люди умеют видеть такое. Чем-то это напоминает современный street art, в котором искусство зачастую состоит в том, чтобы увидеть неожиданное в привычном, а потом дорисовать так, чтобы это неожиданное стало видно всем остальным.




В 1965 году Сезар видит пантограф (не трамвайный), и начинает работать над идеей скульптуры на расстоянии. С одной стороны, ты работаешь вроде как сам, но при этом ты даже не касаешься конечного результата руками. Плюс, у тебя появляется возможность изменения масштаба. Как следствие, первые работы у него идут над собственным телом, прежде всего пальцем. Скульптура на La Défense - это его работа. Он делает огромное количество пальцев в разных масштабах и с разными материалами. В музее поставили бронзовый вариант 1965 года.
Забавно, что я всегда фотографировал эти скульптуры в привычном ракурсе для своего пальца. С другой стороны скульптура оказалась не менее интересной - там видны отпечатки:




После пальца автор логично переходит к сиськам женской груди. В качестве модели выбрана грудь танцовщицы из Crazy Horse. Кураторы замечают универсальность скульптуры - её можно вешать вертикально, класть горизонтально. Когда что-то красиво - оно красиво с любой стороны.
Аналогично, множество вариантов из разных материалов - это пластик, 1967 год:



Наконец-то дошли до компрессии. Прекрасная работа с металлическими деталями стиральной машинки, 1961:



Существенно известнее компрессии автомобилей. Эта серия 1961 года, конкретно этот экземпляр на переднем плане - ЗИМ виконтессы Marie-Laure de Noailles. Я не смог найти, откуда у неё взялась советская машина (как пишут кураторы - русский вариант Кадиллака). Но это была, очевидно, крайне редкая модель машины, что сделало скульптуру просто уникальной. Виконтесса выставляла её на входе в свой парижский особняк:



Автор продолжает листать каталог строительного магазина и в какой-то момент обнаруживает полиуретан - это даёт серию расширений. В 1967-1969 годах он провоит хеппенинги с расширениями: на глазах у публики автор создаёт произведение, затем разрезает его на кусочки и раздаёт присутствующим. «Расширяющийся чайник», 1967:



Набор «Сделай сам»:



Понятно, что результат получается эфемерным, но в 1969 году Сезар находит технику, позволяющую поверхности затвердеть - теперь его скульптуры можно полировать, лакировать, красить и т.п., чтобы они получались как «настоящие». «Расширение № 5», 1969:



Серия «Оборачивание». Автор берёт предметы из антикварного магазина и консервирует их в плексигласе (строительный магазин поставил технику для разогревания плексигласа, чтобы тот мялся, а не ломался):



Под конец выставки несколько поздних вариаций на ранние темы. «Афиши (настенная компрессия)», 1976 и компрессированная арматура, 1986:




Отличный художник! С фантазией и совершенно бесстрашный.

art moderne, centre pompidou

Previous post Next post
Up