После
доминиканской прогулки зашёл в
музей Кверини. Понятно, что Венеция, везде каналы - но всё равно непривычно посреди музея увидеть выход к причалу. И очень приятная архитектура - все эти двери странной формы, фигурные ступеньки:
Музей в первую очередь - дом-музей семьи Кверини. Забавная деталь - таблички не висят на стенах, зато посетителям в каждом зале выдают несколько страниц A4 с текстом. В том числе есть и на русском.
Настольный монетный шкафчик, XIX век - мечта нумизмата!
Гостиная «Помпеи», но при этом диван в виде гондолы
Поскольку об славной семье Кверини я узнал в момент покупки билета, меня гораздо больше заинтересовала картинная галерея.
Слева - Джованни Беллинни, «Представление Господа в храме»: никогда не видел младенца Христа запеленатым, как Осирис (или это у меня уже полу-профессиональная деформация?):
Справа - Джакомо Пальма Младший, «Николай Чудотворец одаряет трёх девиц»: картина так себе, меня зацепило название.
Википедия обтекаемо описывает эту историю: «Святой Николай помог трём девушкам, отец которых, не имея возможности собрать приданое, планировал извлекать доход из их красоты» - такое ощущение, что Википедию писали стеснительные монашки XIX века. Спас девушек Чудотворец, подбрасывая им мешки с золотом на приданное - утверждается, что отсюда традиция новогодних подарков и вся их атрибутика - мешок, камин, носок и пр.
Пьетро Лонги, «Охота на крохаля». В сразившем меня описании говорят об «аристократе, расположенном на носу так называемой „баллоттины“ с луком и „балоттой“ (балаттировочным шаром из терракоты)» - типичные сепульки из сепулькария. Я был уверен, что дома смогу разобраться, но где там! Поиск «баллотта» выдаёт только одноимённых футболистов, а «балоттировочный» (в музее через «а») выдаёт «Черняк: Чёрный баллотировочный шар» - надо полагать, это как-то связано с выборами (тащить разноцветные шары из урны), потому что и во французском есть слово ballottage, и в русском «баллотироваться». Но при чём здесь Черняк
крохали?
«Похороны дожа в церкви Сан Джованни и Паоло» - очень приятно уидеть на картине начало экскурсии того же дня. Я споткнулся было об оригинальный перевод названия церкви (я ожидал «Собор Иоанна и Павла»), но Википедия называет его ещё интереснее (
Санти-Джованни-э-Паоло), а самое главное, уточняет, что церковь названа не в честь апостолов, а в честь
двух римских солдат-мучеников, отказавшихся поклониться статуе Юпитера. Век живи - век учись...
«Утренняя прогулка в масках по Эрберии Риальто». В музее рассказывают о традиции богатых венецианцев выезжать с утра на рынок, шикануть перед народом собственной бессонной ночью. Вид на Риальто при этом в точности тот же, к какому меня завёл путеводитель в
самой первой прогулке, а «эрберия» - это, надо полагать, фруктовой и овощной рынок, от которого я видел правила торговли и Апельсиновую улицу.
Есть в музее и современное искусство. Начиная с вот этой картины (Биеннале 1910 года):
И до вездесущих Ильи и Эмилии Кабаковых с инсталляцией «Где наше место?» (к сожалению, только в илюстрациях):