первая часть вторая часть третья часть 10.
Амфора с красными фигурамиПримерно в 530 году до нашей эры некий афинский мастер (скорее всего, это был
Художник Андокида - снова имя вазописца неизвестно, историки используют имя гончара) изобретает новую технику.
Техника красных фигур фактически является негативом от техники чёрных фигур - вместо того, чтобы рисовать чёрной краской по красной глине, мастер рисует «всё кроме» чёрной краской, оставляя красные фигуры. Дополнительные детали не процарапываются по краске, как прежде, а дорисовываются чёрной краской. Тогда же появляется первое художественное движение -
вазописцы-пионеры, в их числе и автор вазы из нашего маршрута,
Финтий:
Ваза изображает легенду о
богине Лете и
великане Титии - как обычно Зевс оригинальным образом (превратившись в перепела) переспал с девушкой (Летой), и как обычно ревнивая Гера начала пакостить: послала Тития - тоже внебрачного сына Зевса - похитить Лето. Эта сцена в центре композиции. Титос не оправдывает своего статуса гиганта, он изображён самым маленьким. Обратите также внимание на руки Лето - она совершенно не сопротивляется, держит в руках подол своего платья (пишут, это
гиматий). Но дети Лето - Аполлон (слева, схватил Тития за руку. обратите также внимание на висящий в воздухе лук с колчаном) и Артемида (справа, лук в руках) спасли мать, убив гиганта.
Все персонажи подписаны, у Артемиды ко всему прочему приписано aidos - «почтенная». Несмотря на содержание сцены (это драка, битва), все герои расслабленные, улыбаются.
Техника красных фигур, с одной стороны, убирает возможность делать фигуры разного цвета (в номере 9 мы видели Афину, тело которой - как и тело всех женщин на чёрнофигурных вазах - было белым). С другой - процарапывание свежей краски не позволяло наносить точные линии. Перейдя на красные фигуры, мастера получили возможность рисовать более тонко, как следствие - появились первые признаки использования объёма, перспективы, более естественные положения изображённых на вазах людей. Например, уже на этой амфоре видна нога не в профиль, а «анфас»:
На предыдущей фотографии показана вторая сторона вазы, она изображает
палестру (спортивная школа в Древней Греции). Три молодых человека занимаются спортом под руководством тренера (слева - узнаётся по специальной рогатине, которой он поправлял движение учеников, а также по тому, что он там - единственный одетый). рядом с тренером - метатель диска, оставшиеся двое - метатели копья. Все персонажи снова подписаны, их звали Сотинос, Состратос, Харес и Соси.
Ещё одно преимущество техники красных фигур - она позволяет рисовать мелкие «реалистичные» детали, такие как ногти:
Следующего экспоната временно нет в залах. Я сфотографировал другую вазу того же автора, как только ваза вернётся, я сменю изображение и уточню её местоположение в музее.
11.
Кратер в форме колокола с красными фигурамиПервая четверть V века до нашей эры - расцвет стиля красных фигур. В это время в афинских мастерских работает множество талантливых художников, в том числе -
Берлинский Вазописец, названный так по амфоре, хранящейся в Берлине. Как обычно, вазописец не подписывал свои работы, только в этом случае у него не было и постоянного гончара, с именем которого можно было бы его связать.
Стиль берлинского вазописца предельно прост - на каждой стороне вазы по одному персонажу, никаких украшений, никаких дополнительных изображений. В маршруте предлагалось посмотреть на кратер с Зевсом и Ганнимедом, я же нашёл амфору с Дионисом (на фотографии) и сатиром:
В том же зале подойдите к витрине 24.
12.
Кубок с красными фигурамиПишут, что форма этой вазы достаточно редкая. Мне она издалека напоминает
килик (сосуд для питья).
К середине V века до нашей эры килики представляют собой половину всего афинского производства ваз. Представленная в маршруте ваза расписана мастером
Дурисом - наконец-то вазописцы начинают оставлять подписи на своих произведениях.
В каше букв между голов персонажей можно разобрать имена
Эос (богиня зари, на чаше слева) и Дурис (слово под его именем, видимо, переводится как «художник»). В надписи справа видны имена
Мемнон (сын Эос, царь эфиопов, в Троянской войне, его тело - справа на вазе) и Калиадес (гончар, слово επoιεσεν под его именем мы уже видели). К сожалению, надпись слева лично мне ни о чём не говорит, а в экскурсии туманно пишут об «acclamation en faveur d’un beau jeune homme» (восхищение красивым молодым человеком).
Сцена матери с телом убитого сына, конечно же, отсылает к
пьете. Удивителен реализм - трупное окоченение, раны на теле, безвольно висящие руки, закрытые глаза... И просто прекрасно картина вписана в круг вазы! Это расцвет техники красных фигур.
Как это ни странно, Мемнон не упоминается в Илиаде. Я был уверен, что Илиада (сам не читал) описывает всю Троянскую войну - но нет, оказывается, Илиада заканчивается в процессе войны, и история Мемнона, например, описывается в «продолжении» другого автора,
Эфиопиаде.
На внешней стороне кубка изображены сцена битвы Аякса с Гектором (их поддерживают соответственно Афина и Аполлон), и сцена бегства Париса от Менелая (изображены также Афродита с Артемидой, а Парис почему-то подписан именем «Александр»).
Следующего экспоната нет в указанном зале.
Похоже, его переставили в другое место, но я не успел проверить. Более того, непонятно, насколько имеет смысл оставлять его в маршруте.
В качестве временного бонуса отмечу несколько ваз в «
керченском стиле» - делали их по-прежнему в Афинах (это уже закат афинских мастерских), просто большинство ваз этого периода экспортировалось в Крым, где их и нашли археологи
13.
Кратер с красными фигурами на тему «убийства Ниобид»Поскольку самого кратера в посте нет, расскажу прекрасную историю, на которую я наткнулся в поисках информации о нём. Ниобий, 41-й элемент периодической системы Менделеева, назван в честь
царицы Ниобы. Потому что он очень похож по всем свойствам на 73-й элемент системы - тантал. Который, в свою очередь, назван в честь папы Ниобы,
царя Тантала. Элемент тантал получил своё название из-за трудностей в получении его в чистом виде - «танталовы муки».
История детей Ниобы тоже прекрасна, но по-другому. У Ниобы было 14 детей, а у богини Лето (это всё та же богиня, что была на вазе в п.10) - всего двое (но какие! - Аполлон и Артемида). В какой-то момент Ниоба начала мериться с Лето количеством детей. Очевидно, она выиграла, но Аполлон с Артемидой решили отомстить за унижение матери и убили всех детей Ниобы.
(
окончание следует)