В том же Бергамо зашли в Galleria d’Arte Moderna e Contemporanea di Bergamo, там шла
выставка Малевича. У меня хоть какие-то знания об истории искусства начали появляться уже после того, как я переехал во Францию, поэтому на выставке я узнал много нового :-) Начать с того, что в дореволюционной России были прекрасные кубисты. Да и вообще, прекрасная была эпоха, биографию каждого художника можно читать с удовольствием. Вот
Давид Бурлюк, «Украинцы» (представленные на выставке итальянский и английский варианты названия картины: Piccoli russi (Ucraini) / Little Russians (Ukrainians)):
Или вот,
Наталья Гончарова (как я уже успел с тех пор выяснить, достаточно известная художница, я её даже в Помпиду успел найти), «Велосипедист» (я в эту картину просто влюбился, сразу же вспомнил итальянскую «
Динамику автомобиля» и «
Обнаженную, спускающуюся по лестнице» Дюшана):
Её же «Беление льна» - практически Гоген на родные мотивы:
Иван Клюн, «Граммофон» - отличная иллюстрация к тезису о том, что можно рисовать «как оно выглядит», а можно - «как оно есть на самом деле». Можно представлять себе граммофон с какого-то определённого угла, как фотографию. А можно - так, со всех сторон сразу, плюс ещё и функционально:
Собственно, сам
Малевич, о котором я до выставки знал только про «Чёрный квадрат», максимум -
венецианские вариации на тему квадрата. Вот «Композиция с Джокондой»:
«Чёрный квадрат», «чёрный крест» и «чёрный круг»:
И предложенный автором план развески этих трёх картин - выставлен в том же зале, но, почему-то, не соблюдается:
Его же чайник - хочу!
Его же «Крестьянка» (практически
монах из Корто Мальтезе):
Казимир Малевич, «Красная кавалерия» - фантастическая картина! Минимализм такой, что можно обёртки для конфет делать. И при этом как хорошо настроение передаёт!
Казимир Малевич, «Автопортрет» - это 1933 год, в очередной раз понимаешь, насколько плохо представляешь себе жизнь в то время:
Подпись Малевича - видимо, ещё при жизни «Квадрат» полностью заслонил всё остальное им созданное:
На выставке был ещё «советский контекст». У этой картины мы задержались как минимум из-за имени автора - Александр Самохвалов, «Военизированный комсомол»:
Георгий Ряжский, «Автопортрет» - чем-то напоминает обложки к
романам Иванова:
Кузьма Петров-Водкин, «Рабочие» (по-итальянски зачем-то добавили «Discussione»):
Алексей Вольтер, «Ударник (Строитель социализма)» - слово «ударник» совершенно нереально переводить, как мне кажется. Английскую версию сделали «shock-worker»:
В книжном магазине выставили несколько бутылок вина «Супрематизм», но почему-то не продавали. Судя по табличке, не у одного меня появилось желание прикупить такой сувенир. Странно - такая очевидная идея, почему никто не штампует вино к каждой выставке?