Еще злободневно-литературного

Jun 20, 2016 22:49

Колумнист и политический обозреватель Риа-Новости, а также автор историко-детективных романов, Дмитрий Косырев, вновь обращается к литературной сфере. Не фантастике - однако процессы идентичны:

"...С каждым годом ускоряется неуправляемый распад читательского рынка, а за ним и катастрофа издательского бизнеса? Да он уже и не бизнес, потому что дажеRead more... )

Заметки на полях, Цитаты

Leave a comment

Comments 51

congregatio June 20 2016, 17:00:54 UTC
Ох, тяжелый это вопрос - о рецензиях и литературной критике... Тут проблема-то не только в том, что "ее изгоняют из СМИ", проблема, как и с книгами - в качестве в том числе. Только если книг слишком много, и многие некачественные, то профессиональной критики слишком мало, и там к качеству тоже вопросы...

С одной стороны - да, хорошо, когда о новых книгах рассказывают... Но что будут рассказывать? Кто будет рассказывать? Как рассказывать? "Судьи кто?" (с) :))

И да, в рамках средней статьи все детали не опишешь. Но расширим рецензию и литкритику до издательского продвижения - окей? Тогда возражений нет?)

Тогда - нет :) Но тут подкарауливает другая опасность: издатели-то уж точно каждую книгу будут подавать и анонсировать (если будут) как шедевр, за которым вотпрямщас надо бежать в магазин, теряя тапочки. Куда ни кинь - всюду клин :) В случае рецензентов - вкусовщина и личные тараканы, в случае издательств - бизнес и ничего личного... Как бы так уравновесить, а? :))

Reply

green_bear_den June 20 2016, 17:32:16 UTC
Я могу привести такой довод. Если лит-критику потеснить и вообще задвинуть на задворки, то откуда взяться здоровой конкуренции и стимулам для развития? Тогда это сведется к хобби и "не стреляйте в пианиста, потому что остальные уже переквалифицировались в автомеханики ( ... )

Reply

congregatio June 20 2016, 18:16:44 UTC
Если лит-критику потеснить и вообще задвинуть на задворки, то откуда взяться здоровой конкуренции и стимулам для развития?

Ну, не знаю... Я бы сказала - наоборот. Если критику сделать исключительно профессией, где будет котироваться только мнение, признанное неким сообществом (а в таких сообществах всегда "все свои", и попасть в него ого-го как непросто) - то откуда взяться той самой конкуренции? Будет пул "признанных и профессиональных", и любое мнение против будет попросту отсекаться как малозначимое по принципу "ты кто такой, до свиданья". Выход ли сетевая критика? ИМХО да. При всех ее минусах, при всех недостатках - чем не вариант? И вот уж где конкуренция дает разгуляться-то, ибо нет самого главного - цензурного органа.

Однако МОСК отчего-то накрылся - сюрприз, ога)

Ну, обращаясь к вашей предыдущей фразе - читатели так решили :) Видимо, слишком они злоупотребляли колизеем и в итоге достали даже самых терпеливых.

И да, ну не нравится вам идея с лит-критикой, окей, свет клином только на ней не сошелся.Не-не-не, мне нравится ( ... )

Reply

green_bear_den June 20 2016, 18:53:28 UTC
>> Если критику сделать исключительно профессией, где будет котироваться только мнение, признанное неким сообществом (а в таких сообществах всегда "все свои", и попасть в него ого-го как непросто) - то откуда взяться той самой конкуренции? Будет пул "признанных и профессиональных ( ... )

Reply


bodeh June 20 2016, 17:08:58 UTC
"Разве ж это жизнь?" (с) Рабинович из-за двери

Нужен какой-то надежный способ поддержания штанов для всех троих: Писателя, Читателя и Критика. Без любого из них Литература рухнет...

Reply

green_bear_den June 20 2016, 17:39:34 UTC
Еще Издатель/Книготорговец для полноты схемы с точки зрения госпожи Экономики:)

На Западе еще как-то получается, несмотря на ломку стереотипов, переход на новые схемы распространения - привет, электронка! Хотя и там писатели периодически жалуются, что не могут жить с гонораров. Однако в фантастике сейчас гонорары не просто призрачные - по 10-15-25 тыс., так еще и выплачиваются через раз.

Reply

bodeh June 20 2016, 18:09:18 UTC
Издатель/Книготорговец тут как раз - сбоку припека. В век электронной книги его функции съёжились до простой обслуги: помочь писателю превратить текст в электронную книгу. Вопросами отбора, распространения, продвижения он и сам перестал заниматься.

Так что - "и за борт его бросаем, в набежавшую волну".

Что же до "жизни с гонораров" - то это связано с ростом количества выпускаемой продукции при гораздо слабее увеличивающемся объеме денежных потоков от читателей: на всех авторов просто не хватает. Нужны жесткие фильтры, чтобы сократить этот селевой поток "толандов".

Reply


komnatasmerti June 20 2016, 17:28:15 UTC
Обвал идет мощнейший, и как-то не останавливается, вот что странно - дно вроде рядом, а темпы падения только растут.
Занятно сравнить тиражи весьма известных авторов с фанатской поддеркой. Взять н-р Круза и его цикл "На пороге тьмы", где недавно новый роман вышел. В 2010 - 35 тысяч + 3 допечатки; 2012 - 35 тысяч; 2012 (третья книга) - 35 тысяч; 2014 - 25; 2016 - 12, всего 12, Карл! Падение с первоначальным тиражем - в три раза, а постепенной падение от тома к тому в последнем витке сделало не -5 тысяч, как ранее - а падение В ДВОЕ!
Вообще удивительно, что еще так много наименований печатают, думаю не за горами времена, когда в новичков / так себе идущие авторы/серии просто будут выбиты из схемы. Т.к. 1,5 тысячи экземпляров (уже то и дело встечающийся) это уже, практически, малотираж какой-то.
И это на фоне развитя интернет-магазинов, невероятно расширяющих возможности распространения, когда не надо физически тащить экземпляры в кучу магазинов, чтобы они там пылились...

Reply

ext_2850411 June 20 2016, 18:02:37 UTC
По Крузу все не так просто, как мне кажется. Я Круза покупал с самого начала, еще с "Великой реки", и первый роман, который пропустил и не стал покупать - "Выживатель" (реально второй, но "Рейтар" я потом купил). Что касается этого самого цикла про тьму, так я его книгу от 2014 году не дочитал, скучно стала, чего интересного, когда прыгают по разным мирам, как блохи? Потому для меня о книге этого года просто и речь не заходила, я для себя этот цикл закрыл. Потому кризис - кризисом, а серии - сериями, мух от котлет отделить непросто.

Reply

komnatasmerti June 20 2016, 18:31:07 UTC
Падение внутри серии само по себе вещь естественная - с каждой книгой часть отваливается, это натуральная убыль, причем с каждым томом процент бросивших должен по идее все уменьшаться ("в идеале" в убывающей геометрической прогрессии). Но обвал между четвертым и пятым томом в два раза только отказом от серии не объяснить, тут общий кризис накладывается однозначно.
Кстати, скачки по мирам в серии продолжились :).

Reply

green_bear_den June 21 2016, 09:50:23 UTC
Если хотите, такой анализ можно сделать и по другим популярным циклам. У Пехова, Каменистого, Панова, Перумова.

Reply


v_verveine June 20 2016, 17:33:49 UTC
---Даже после появления текстов в пиратских библиотеках, когда количество оценок резко возрастает - отзывов почти нет.

Отзывов нет, но в целом информация о книгах распространяется теперь по такому количеству каналов, что и не отследить. Взять, допустим, Инстаграм -- и не надо иронизировать про чтение картинок! Там очень, ОЧЕНЬ много книжных обозревателей (не блогерами же их называть). Читают активно, лайкают их тоже активно. У канала "Книжный лис" в Телеграме пять с лишним тысяч подписчиков -- на секундочку, у одного человека, который ведёт этот канал.
В общем, мне кажется, закономерности тут такие сложные, что вот так, кавалерийским наскоком, их не возьмёшь.

Reply

green_bear_den June 21 2016, 10:46:08 UTC
>> Отзывов нет, но в целом информация о книгах распространяется теперь по такому количеству каналов, что и не отследить. Взять, допустим, Инстаграм -- и не надо иронизировать про чтение картинок! Там очень, ОЧЕНЬ много книжных обозревателей (не блогерами же их называть ( ... )

Reply


beskarss217891 June 20 2016, 17:35:24 UTC
Спокойствие :)

Я как отчасти критик, точно знаю, что и писатели не все статьи читают, и читатели как бы в гробу видали слишком сложные обзоры, и коллеги-критики на одном конкурсе - в черный ящик играют. Но вот не жалуюсь, что полтыщи посещений - и единственный маловразумительный коммент :)))

Я исхожу из того, что существующие ВНЕШНИЕ челноки "литературность-читаемость" плохо работают. Внутри себя читатель много чего понимает, но ни в магазине, ни в сети - ответов не видит.

Один из способов - делать тоже самое, что и сетевые писатели - набирать аудиторию, быть во френдленте у хороших (в литературном смысле) людей. Фантлаб способствует.

Reply

green_bear_den June 21 2016, 19:53:52 UTC
>> Я как отчасти критик, точно знаю, что и писатели не все статьи читают, и читатели как бы в гробу видали слишком сложные обзоры, и коллеги-критики на одном конкурсе - в черный ящик играют. Но вот не жалуюсь, что полтыщи посещений - и единственный маловразумительный коммент ( ... )

Reply


Leave a comment

Up