Даты поездки: 23 - 30 октября 2021
Состав участников: Алиса, Юля, Серёга
Машина: Mercedes A180d
Помимо картинки «прогулка по скалам над облаками» у меня есть еще одна ассоциация, вернее одно слово, которое очень однозначно указывает именно на Мадейру. Левады.
До знакомства с островом я знала только одно его значение: лесополоса вдоль реки. Еще пару раз, когда мы приезжали на конюшню, слышала упоминание в контексте «лошади пасутся в левадах», и при этом ни леса, ни реки рядом не было. После Мадейры я погуглила!
Итак, минутка образования :)
Левада (от греческого λιβάδιον - «вода, водоём, поле, пастбище»):
- Приусадебный участок земли с сенокосом, огородом и плодовым садом;
- Огороженное искусственное пастбище для лошадей;
- Лиственный лес в поймах рек;
- Оросительные каналы или акведуки португальского региона Мадейра.
Что же такого необычного в этих оросительных каналах?
Во-первых, история. Мадейра очень специфический остров в плане климата. Размером он чуть меньше Киева. Вот кто, как и я - Фома-неверующий, тому картинка в одинаковом масштабе: Киев (≈840 км2) и о.Мадейра (≈750 км2)
Остров изрезан горами, плюс, разные ветра и течения, и все это в совокупности создает удивительный калейдоскоп микроклиматических зон. Север - влажные джунгли, холодный ветер и громадные волны. Юг - сухой и солнечный. На вершинах в горах - холодно, и даже куртка местами не справляется, спускаешься вниз к побережью - а тут солнечно и жарко даже в шортах и майке. А еще есть различные плато и ущелья, где погода отличается от всего остального острова.
Так вот, исторически сложилось, что северный регион водой переполнен, а южный, который более удобный для аграриев, наоборот обделен водными ресурсами. Но предпринимательные португальцы еще в 16-м веке начали строить первые левады - каменные желоба, доставляющие воду с севера или центральной части острова, ближе к югу. А уже ближе к нашим дням, левады приспособили служить замечательным источником гидроэлектроэнергии.
Ну ок, скажете вы, построили каналы для воды, что тут удивительного? У нас вон весь Крым и юг такими изрезан. Но тут вступает в силу вторая привлекательность левад для туристов. Сам остров до жути красив, и каналы проложены по очень живописным местам. Практически вдоль каждой левады вьется небольшая тропинка - как раз для пешей прогулки, а перепады высот тут минимальные: просто небольшой уклон для того, чтоб вода спокойно текла вниз. Такие тропы позволяют забраться туда, куда никак иначе не добраться. А по дороге - увидеть обрывы и водопады, пройти по туннелям, по выдолбленной в скале дорожке, или по акведуку над ущельем... Отдельно для туристической тропы всего этого бы не делали, а тут - все уже готово, только берите и пользуйтесь.
И мы пользовались! Для прогулок я нам выбрала несколько самых живописных левад:
- Levada do Caldeirão Verde (PR 9)
- Vereda dos Balcões
- Levada do Castelejo (19 km)
- Levada das 25 Fontes (PR 6)
- Levada do Moinho to Levada Nova (PR 7)
Еще конечно были Levada dos Cedros (PR14), Levada do Rei и Levada do Alecrim (PR 6.2) но, мы даже эти 5 которые я хотела посетить в первую очередь, не смогли впихнуть в свою неделю на острове, что уж говорить про остальные :)
На самом деле, если посчитать всю сеть каналов, то их протяженность больше 1400 км. Количество треков вдоль каналов тоже зашкаливает, но радует, что можно выбрать прогулку для человека с любой подготовкой.
В итоге, поскольку жили мы в непосредственной близости от Levada das 25 Fontes - самого популярного трека вдоль левады на острове, то решили взять его и самую красивую леваду -
Levada do Caldeirão Verde. И начали с более удаленной.
Levada do Caldeirão Verde
Длинна дистанции - 13 км (6.5 км туда и столько же обратно), 1 акведук, 4 туннеля, 4 часа туда-обратно и море восторгов.
Начинается тропа возле Parque Florestal das Queimadas, там же находится и платная парковка (3€ в день). Сам парк стоит того чтоб в нем погулять отдельно, но мы и так прибыли довольно поздно - стартанули в 16:00, в это время все порядочные люди уже шли назад. Поэтому парк мы оставили напоследок, ну а вдруг вернемся засветло :) ...три раза ха!
Parque Florestal das Queimadas
Тропа плавно проходит через лесные заросли, по акведуку пересекает ущелье и мимо водопада уводит в скалы.
Перечитав и пересмотрев кучу информации по острову, мы ехали подготовленными: налобные фонари, треккинговая обувь и дождевики. Если у тебя нет фонарика, то к некоторым левадам можно не идти. Да, всегда есть опция «фонарик в мобильном», но у телефона есть пакостная привычка - разряжаться в самый неподходящий момент, а туннели на острове бывают и километровой длины, и топать в кромешной темноте - это не просто не удобно, а очень опасно, т.к. острые края стен и потолка могут на тебя «напрыгнуть» за любым поворотом.
У левады do Caldeirão Verde нет длинных туннелей. Есть 4 коротких, но даже в этом случае, войдя в туннель - выхода сразу не видать. Лично для меня туннели были отдельным видом развлечений, и я каждому радовалась как дитё. Алиске хорошо, в ней росту 125 см, а мы с Серегой в паре мест сгибались в 3 погибели, чтоб пройти под низкими сводами. Ну и даже скрючившись, и с налобным фонариком, я пару раз умудрилась приложиться головой о какую-то каменюку, засмотревшись под ноги.
Как я уже говорила, вышли мы поздно, по дороге нам встречались только спешащие назад туристы, так что в тот день в конечной точке - на водопаде Caldeirao Verde - мы были одни :)
Назад топать было хоть и тем же путем, но виды были еще красивее: закат, море и облака всех цветов.
По времени мы все же немного не вложились в светлое время суток, и последние полчаса топали по лесу вот так:
Ребенок свои 13 км отмахала довольно легко, только после 10-ти начала канючить, но была задобрена леденцами, и подуспокоилась. К машине мы вернулись в 20:00, итого на все про все у нас ушло 4 часа (против заявленных 6.5 hr в официальной брошюре, но может там считалась удлиненная версия трека до Caldeirão do Inferno, куда мы изначально и не собирались).
Приятным бонусом стало то, что на парковке осталась одна наша машина, и все автоматические шлагбаумы были открыты, так что мы сэкономили целых 3€ на парковке, выгода однако! :)
Все попадавшиеся нам треки и входы в парки были если что - бесплатные. Парковка - единственная статья расходов, если вы собираетесь прогуляться вдоль левад. Ну и вода+еда в дорогу.
Levada das 25 Fontes
Самый популярный маршрут вдоль левад по версии большей части путеводителей - это
Levada das 25 Fontes (левада 25-ти источников). Я до сих пор не совсем понимаю, почему так? Ведь по факту, он не является ни самым видовым, ни самым легкодоступным, но почему-то именно сюда приезжает больше всего туристов.
После предыдущего трека у нас уже были определенные ожидания и мы приблизительно представляли, что же за зверь такой - трек вдоль левад.
Но Мадейра опять нас удивила :) и первые 2 км пути трека левады 25-источников мы шли по асфальтированной дороге. Обычные машины сюда не пускают, т.к. парковки в конечной точке нет и места для машин на этих 2 км тоже не предусмотрено. Поэтому все приезжие стартуют на большой парковке на перевале, и топают вниз еще 2 км пешком по обычнейшей дороге. Раз в 20 минут с 10 утра и до 18 вечера тут ездят небольшие бусики-трансферы. Всего их 2-3 шт, по 8 мест в каждом. И если вниз все топают довольно спокойно, то вверх той же дорогой, желающих подниматься находится не так уж и много (хотя и не мало), поэтому народ пользуется услугой трансфера (5€ взрослый и 3€ детский в одну сторону).
Парковка и начало маршрута
Асфальтная дорога, при всей своей обыкновенности, достаточно живописная, особенно, если попал на ясную погоду и вся долина, как на ладони.
Вид на долину
Дальше по маршруту - спуск по ступенькам к леваде, и только потом - 2.5 км узенькой тропинки вдоль левады. Есть альтернативный заход на тропу - с другой трассы, через 800 метровый туннель и почти без перепада высот. Но мы решили, что виды на долину с перепадом высот всё же поинтереснее, чем почти километр топать хоть и по-ровному, но в темноте. Тем более погодка благоприятствовала. Так что мы пошли!
У трека есть ответвление к водопаду Риско, которым мы с удовольствием воспользовались.
Небольшой крюк по прямой на водопад разнообразил нам прогулку. А вот дальше, до конечной точки маршрута - лагуне с 25 источниками, уже и вела ожидаемая нами тропа, вдоль канала и с видами :)
И, собственно, цель! 25 струй с разных сторон падают сверху в небольшую полукруглую заводь. Очень необычно, но трепета, лично у меня - не вызвало. Балованый я турЫст :)
Зато вот эти покореженные «хащі» - вот это моё!
Погуляли хорошо, успели на последний трансфер, а после даже сгоняли на еще одну чудо-локацию - Лавровый лес Posto Florestal Fanal.
Posto Florestal Fanal
"Кабы я была царица..." :) мы б честно пошли по PR 14 - гулять по плато с заходом в этот реликтовый лес. Но Алиска с Серёгой и так уже волком смотрели, они ж на отдых ехали (морько, пляж, все дела). А тут эта женщина их каждый день куда-то гонит и ходить заставляет. Ну хоть кормят хорошо, и на том спасибо! :)))))
Кстати, про еду и питье тоже напишу, как только лапки дойдут, в каком-то сборно-организационном посте. А пока вернемся в наш лес!
Фанал славится своим микроклиматом: тут всегда мокро. Дождь и туман - это просто синонимы леса Фанал. И внезапно:
Закат у нас вышел волшебным! Как практически все закаты до и после него на острове. Мадейра в этом плане нас баловала:
Никогда бы не подумала, что мне настолько понравится лавовый лес! Алиска вообще оттуда уезжать не хотела - ребенку выдали целый ЛЕС дереьев, по которым можно лазить сверху и внутри, или вообще использовать ветви в качестве качелей!
И да, мы опять были последней машиной на парковке, да и вообще, бродили по всей территории одни!
А в качестве сувенира с Мадейры я увезла веточку лаврушки, сорванную именно тут :)
В каком-то из отчетов ребят, которые жили и работали на Мадейре больше полугода, я прочитала список Must-see in Madeira. Т.е. того, что обязательно нужно посмотреть на острове.
Так вот, помимо левад, в этом списке были: рассветные и закатные треки на самые высокие пики острова, и обязательно! хотя бы одна канатная дорога.
Канатки или Telefericos, как их называют местные - это тоже один из неотъемлемых атрибутов Мадейры. На острове (размером с Киев, не забываем) я их насчитала 7 штук. Всё, опять таки, обусловлено рельефом Мадейры, и попытками людей использовать даже самы труднодоступные клочки земли для своих нужд. Высокие скалистые берега в некоторых местах банально не оставляют альтернативы, как иначе, кроме как на канатной дороге можно добраться до плодородного клочка земли внизу.
Я, ещё когда бронировала жильё, размышляла на тему, а не остановиться ли нам на самом берегу океана в тихой локации, куда иначе как на такой канатке никак и не добраться? Возможность была. Цена - сопоставима с нашим котеджем в горах. Отзывы - более чем хорошие для букинга, но я решила, что слишком уж сильно мы будем ограничены временем работы канатной дороги, а зная наш график обычного возвращения домой такой вариант исключили.
Faja dos Padres
Уже будучи на острове, мы съездили в эту локацию -
Faja dos Padres и прокатились на одноименной Teleferico. И как же я несказанно рада, что мы не поселились тут! :) Для активного пребывания на острове локация как отель - не подходит. А вот так, просто прокатится в кабинке над 300 метровым обрывом и погулять внизу среди банановых деревьев и виноградников, часок, не больше - самое то, что нужно :)
Стоимость билета туда-обратно для взрослого 10€, для детей младше 11 лет - бесплатно, как и для гостей, которые живут внизу. Только время работы с 10:00 до 18:00. И это значит, что раньше 10 утра ты снизу не выберешься, и после 6 вечера домой не попадешь, если вдруг не успел на последний рейс.
Все что есть внизу: домик, кафешка, и пляж :) Скуучно!
Ну ладно, для места, кторогое позиционируется как агротуризм - очень даже замечательно. И если кто-то ищет тишины и отдыха именно такого формата, то эта местность - просто находка и долгожданный отдых от большого мира. Хотя есть одна активность, которую я бы тут попробовала, если бы ну на месяцок на Мадейру приехала :) Активность называется
каньйонинг через Ribeira da Quinta Grande к Faja dos Padres. И выглядит как-то так:
Фото взято с
https://fajadospadres.com Еще из интересного, за канаткой вдоль скалы видна вертикальная полоска старого панорамного лифта. Конструкция возведенная в 1998 году впервые дала возможность быстро добираться до местности, ранее доступной только с моря. В 2016 тут уже была построена и открыта канатная дорога, так что сегодня лифт используется большей частью в качестве грузового, или когда погодные условия не позволяют работать кабинке.
Чем же так важен этот клочок земли, что в него вбухали столько усилий и средств? Все просто, тут получают лучшее мальмзейское вино - это какой-то супер-пупер крутой сорт вина, в котором я ничегошеньки не понимаю, так что гуглите сами если вам интересно :Р
Чуть дальше в сторону Фуншала есть еще одна канатка - Teleférico do Rancho. Она более старая, но не менее панорамная, и если есть желание, можно заскочить и на нее, или вообще сделать тур по канаткам острова (хотя вряд ли получится вложится в их 8 рабочих часов), но а нам в этот день хватило и Faja dos Padres. И мы поехали на обзорную площадку Cabo Girão Skywalk.
Cabo Girão Skywalk построена на высоте 589 м над уровнем моря. И виды конечно во все стороны - залипательные :)
Cabo Girão Skywalk
Вид на Фуншал и на небольшой архипелаг Ilhas Desertas на горизонте
А главное было, что мы заметили тучи за Фуншалом, и до заката остается какой-то час времени. Как думаете, что мы сделали?
Конечно погнали тучам навстречу, вернее даже сказать внутрь тумана! Ведь этот момент был замечательной возможностью исполнить мою самую главную цель на Мадейре - погулять над облаками. Поэтому мы быстренько погрузились в машину и поехали к Pico do Arieiro куда-то в центр острова.
Идеально, конечно, побывать там и тогда самому. Но, думаю, даже фотографии передают частичку того восторга и красоты, которую я испытала.
Кто найдет тут Алиску, тот - глазастик! :)
Это был один из красивейших закатов!
Pico do Arieiro
Pico do Arieiro
Над облаками погуляли - цель достигнута! Пора ужинать и на базу.
Будет новый день и новые приключения :)
Так что о том, как мы катались на запад и восток, смотрели на самолетики, гуляли по Фуншалу и чуть не остались на острове, напишу уже в следующий раз.
to be continued...