Кинбурнская коса

Apr 28, 2015 10:04


Даты поездки: 23-27 августа 2012
Состав участников: Юля, Серёга
Машина: Suzuki Jimny

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том…
А вы знаете, что Лукоморье - не миф. Это место также реально существует, как и остров Буян. Находятся обе этих сказочных локации в Николаевской области.
Оказывается, когда Пушкин посещал Очаков, он увидел безумно красивый пейзаж на полоске суши в море, покрытой дубовыми рощами. Это и есть Лукоморье. Скифы называли его Длинный Волос. Современное название - Кинбурнская Коса [GPS: 46.577653, 31.512822].
А “Буяном” великий поэт на самом деле назвал остров Березань [GPS: 46.598362, 31.412370], который находится немного западнее косы напротив входа в Березанский лиман. На этом острове мне пока побывать не удалось, а вот о Кинбурнской косе могу рассказать из личного опыта.

Море и практически полное отсутствие цивилизации - главные факторы, которыми подкупает эта территория.

Часть Кинбурнской косы входит в состав национального парка «Белобережье Святослава». Белобережьем славяне именовали песчаные косы в устье Днепра. А название свое она получила в честь турецкой крепости "Кинбурн". Сейчас от крепости остались только воспоминания, записи в старых документах и конечно же название песчаной косы.

Добраться до косы посуху и своим ходом довольно проблематично. Большинство туристической братии, которой таки удалось побывали в этом удивительном месте, привозятся сюда из Очакова на лодочках, катерах или баржах.
Чем же обусловлена такая труднодоступность?
Все довольно просто, песок и солончаковые озера + полное отсутствие твердого покрытия на дорогах начиная где-то за 25км от края косы возле села Геройское. Это-то и делает практически невозможным задачу добраться сюда на обычном автомобиле. Ездит тут большей частью полноприводный транспорт, а рейсовым автобусом для местного населения служит переделанный под хозяйственные нужды "Урал".

Наша первая попытка добраться на Кинбурн была предпринята еще в далеком 2009 году, и что такое "не проедет" мы прочувствовали на собственном опыте. Но вот, в 2011 году у нас в семье завелся Жип, а это значит, что с этого момента, мы как раз попадаем в ту небольшую категорию счастливчиков, которые могут познать всю радость покорения песков Белобережья.

Поехали мы вдвоем, во-первых, потому что не нашлось второго желающего экипажа совершить такое путешествие, а во-вторых в нашу концентрированную машину дополнительные пассажиры банально не помещались, после впихивания всех необходимых нам вещей. Вот так и получилось, что на 4 выходных в честь Дня Независимости мы поехали исследовать Лукоморье узким семейным кругом :)

По ходу подготовки-планирования вылезло несколько проблем, с которыми мы замечательно справились.

Проблема №1. Как с наибольшим комфортом добраться вместе с Жипом до начала косы?
[...о том, как Жип покатался на поезде]Казалось бы, от Киева ~ 700 км, на Джимне это хоть и реальный пробег за раз, но при этом из-за прыгучести машины и короткой базы, по достижении пункта назначения чувствуешь себя развалюхой, у которой дрожат коленки, трясутся ручки, и болит голова от постоянной тряски по нашим не очень ровным дорогам. Поэтому, после небольших размышлений решили ехать на поезде: и сами ночь спим, и машинка в специальном вагоне-автомобилевозе едет. Единственный вариант на то время был добраться до Симферополя (увы автовагоны в Херсоне не разгружают) и уже оттуда более вменяемые 350 км на своих колесиках до косы.
Вот кому интересно ссылка на официальный сайт "Укрзалізниці" c информацией о вагонах-автомобилевозах, куда они ездят, к каким поездам их цепляют, и т.п.
По стоимости получилась доставка машины сопоставима со стоимостью бензина, сверху оплачиваются билеты для себя любимых на поезд, и если много багажа, то еще доплата за сумки.

Погрузка-разгрузка происходит приблизительно так.
- вагон подгоняют к специальной платформе:
- машины распределяются по первому и второму этажам автомобилевоза
- жестко фикситуются (часто расстояние внутри между машинами составляет всего несколько сантиметров)
- и вагон цепляют в хвост поезда


Проблема №2. Маршрут по пескам косы и объезд солончаковых озер.
[...о маршруте]Дорог на косе просто немеряно, многие из них сходятся-расходятся по нескольку раз, некоторые приводят совсем не туда, куда указывало первоначальное направление. А еще такие тропы год от года могут меняться для объезда появившихся соленых озер. Для железных коней попасть в такую соленую воду - равносильно принятию дозы яда для человека, поэтому стараемся избегать макания колесиков и эффектного проезда по краю озера с пусканием волны.
Прокладывание маршрута взвалил на себя Серега, но большей частью ориентироваться было легко. Все же основная дорога там одна: от села к селу и на край косы, и только на некоторых разветвлениях мы немного терялись. А еще совет для будущих проходимцев: дабы облегчить себе возвращение - пишите трек, и по нему двигайте назад... т.к. полагаться на память - не лучший вариант, она - штука веселая ;).
Ну а наш маршрут по пескам живет на GoogleMaps.


Проблема №3. Защита от комаров.
[...о нашей защите от комаров]Изучив мат.часть, и начитавшись отчетов, мы осознали что есть на косе страшный хищник - комар! :) И судя по тому, что пишет народ, кинбурнский комар - зверь зело здоровый, кровожадный и всегда голодный! А еще не восприимчивый ко всяким антикомариным спреям и мазям. Почесали мы репку, да и решили обезопасить себя от этой живности почти таежными методами, а именно - спрятаться под сеткой. Сереге когда-то даже одежку антимоскитную дарили, когда одеваешь ее, выглядишь натуральным пасечником. Но это было совсем уж на крайний случай, а основным средством борьбы был тент (Trekker Family Gazebo), который у нас появился не так давно и тоже на Серегин день рождения.
Сразу скажу, что комаров не было вообще, то ли не сезон, то ли циклон какой-то был. Но тент мы все же поставили, на всякий случай... Оказывается для такого типа отдыха - штука незаменимая. И солнце- и ветрозащита, обзор во все стороны, да и внутри - полигон (специально проверяли - загнали Жип как в гараж, и рядом еще осталось место для обычной 2-х местной палатки), вот только собрать его одному человеку практически не реально, минимум нужны 2-е, слишком уж большая "палатка".



И наконец-то, преодолев все препятствия, вечером 24 августа 2012 года мы добрались до косы.
Съездили сразу почти на край, по дороге приметив несколько мест для дислокации.

Погуляли в сгущающихся сумерках, и уже под покровом ночи, в выбранном заранее месте, разбили лагерь.
Жили мы со стороны лимана, практически у самой воды. Рядом - никого!
До лимана - 20м, вода спокойная, никаких тебе волнений:

А в то же время на море (до которого 220м) - волны и ветер:

Следующие 2 дня мы бездельничали, отсыпались, плавали в море и в лимане, и гуляли по косе.
Людей на косе мало. Днем их становится чуть больше за счет туристов, доставляемых катерами из Очакова, а на ночь мы оставались практически в изоляции.

Кушать готовили на костре или на горелке, запасы пресной воды, фруктов и всего, что надо для беззаботного существования мы привезли с собой, так что недостатка ни в чем не испытывали и ни от кого не зависели. Хотя тут недалеко есть стационарный "пункт проката", где вам могут предоставить блага цивилизации за определенную цену.
На самый край косы мы ходили ближе к вечеру, когда спадала жара.
Удивительно, сколько тут птиц, которые любят покататься на волнах, как на качелях. А еще, очень завораживает зрелище, когда встречаются волны почти пресных вод лимана и соленого Черного моря...


А вот и самый край суши - дальше хода нет, только на лодке :)

Что тут скажешь? Поездка удалась!
Домой мы уезжали полностью отдохнувшие, и тем же маршрутом, без особых приключений.
Возможно, я еще соберусь написать о нашей первой попытке доехать до этого заповедного места на Ланосе, а заодно поведаю и про чудо-чудное - Аджигольский маяк, но это будет уже совсем другая история.

jimny, куда податься, море, Николаевская область, Черное море, Украина, 2012, машина

Previous post Next post
Up