"Гарри Поттер и дары Смерти"

Jul 15, 2017 12:18

Книга Джоан Роулинг «Гарри Поттер и дары смерти» - настоящий шедевр, который можно смело ставить в один ряд с признанными произведениями мировой литературной классики.
Собственно, хороши все без исключения части поттерианы, поскольку это очень качественная (и по форме, и по содержанию) литература, полезная для чтения не только детям и подросткам, но и взрослым. Тем не менее, лично мне седьмая часть нравится больше всех остальных.
Дело не только в том, что в «Дарах смерти» встречаются и сплетаются все сюжетные линии и разрешаются все проблемы предыдущих книг. И не только в общих достоинствах, присущих Роулинг как писателю, среди которых создание вполне убедительного уникального мира, интересная и доступная подача сложного материала, глубокое раскрытие характеров, качественный юмор и многое другое. И не только в том, что в процессе работы стиль Роулинг совершенствовался (это отчётливо заметно по мере последовательного чтения всех книг про Гарри Поттера), в результате чего практически каждая последующая часть семикнижия получалась лучше предыдущей, а «Дары» - это самая последняя книга и она, соответственно, получила серьёзный шанс стать лучше всех остальных.
«Гарри Поттер и дары смерти» - это особое произведение, в котором как почти нигде больше (я, во всяком случае, не могу с ходу вспомнить подобные попытки у других авторов) исследуется и раскрывается такая сложная тема, как раскаяние. Она проходит через книгу красной нитью и выражена очень чётко. Раскаяние испытывают или с раскаянием так или иначе сталкиваются очень многие герои книги.
Самый яркие примеры - это, конечно, Дамблдор и Снэйп. Из-за юношеских заблуждений Дамблдора погибла его младшая сестра, а Снэйп обрёк на смерть женщину, которую любил, и её мужа, - родителей Гарри, - сделав самого Гарри сиротой. Эти события и собственная неприглядная роль в них настолько потрясли обоих, что они испытали глубочайшее раскаяние и в результате на всю оставшуюся жизнь сознательно перешли, как сейчас принято говорить, «на светлую сторону». Дамблдор стал одним из самых добрых, мудрых и сильных волшебников всех времён, помог множеству людей, победил могущественного злодея Гриндевальда и внёс большой вклад в победу над Волдемортом. Снэйп взял Гарри и его друзей под свою незримую защиту и, притворяясь верным соратником Тёмного лорда, неоднократно приходил им на помощь, а порой и откровенно спасал, также сыграв важную роль в итоговой победе.
Но только этими двумя персонажами дело не ограничивается. Раскаявшийся Регулус Блэк похищает крестраж Волдеморта с целью отнять у него часть силы, чётко понимая, что в результате неизбежно погибнет сам. Раскаявшийся, что в трудную минуту оставил своих товарищей на произвол судьбы, Рон возвращается и спасает Гарри жизнь. Раскаявшийся Перси Уизли воссоединяется со своей семьёй в самый сложный момент - именно тогда, когда многие другие, наоборот, бросили бы её окончательно, - и успешно воюет с пожирателями смерти. Брат Дамблдора Аберфорт, первоначально крайне скептически и даже враждебно относившийся к своему брату и его деяниям, пересматривает свои взгляды и неоднократно помогает Гарри, а потом активно участвует в заключительной битве.
Более того, те или иные проблески раскаяния испытывают даже откровенно отрицательные герои. Дадли Дурсль перед своим отъездом протягивает брату руку в знак благодарности за свою спасённую жизнь - поступок для него просто героический. Находящийся в заточении Гриндевальд, под конец жизни искренне жалеющий о том, что совершил, отказывается помочь Волдеморту, ясно понимая, что за этот отказ будет убит. Предатель Питер Петигрю на мгновение испытывает благодарность и сочувствие к Гарри, за что тут же наказывается, но даёт Поттеру шанс, и тот им пользуется. Раскаяние настигает даже Драко Малфоя, который в итоге сначала не выдаёт Гарри Беллатрисе Лестрейндж, а потом отказывается убивать его в Выручай-комнате.
То, что именно раскаяние стало одной из ведущих тем седьмой книги, вполне логично, поскольку в предыдущих шести книгах как перед главными, так и второстепенными, что положительными, что отрицательными персонажами регулярно встаёт проблема выбора, и они постоянно его делают, выбирая, по словам Дамблдора, «между тем, что правильно, и тем, что легко».
Поскольку выбирать - дело очень сложное, ответственное и порой зависящее от целого множества факторов, в прошлом неизбежно возникали ситуации, когда человек, даже весьма неплохой по своей сути, делал неправильный выбор. А так как последствия этого неправильного выбора часто были тяжёлые, иногда откровенно страшные, как-то исправиться он мог только с помощью раскаяния.
Раскаяние - процесс очень непростой и нелёгкий, предполагающий объективный взгляд на себя со стороны, признание своей ответственности за случившееся, исправление наступивших негативных последствий и сознательную корректировку своей личности. Это не просто какое-то сентиментальное сожаление о случившемся, а по возможности активное его исправление и деятельная, очень серьёзная работа над собой по недопущению подобного в дальнейшем. Частым спутником раскаяния является сильная, трудно выносимая душевная боль, избавиться от которой почти невозможно, что мы и видим на примере тех же Дамблдора или Снэйпа. Хорошо понимающая данную особенность Гермиона в начале книги прямо говорит, что раскаяние может убить.
В итоге раскаявшиеся герои принимают твёрдое решение отказаться от своих прежних образа жизни и стратегии поведения и встают на весьма непростой путь, идти по которому откровенно сложно и тяжело. Причём в их случае это путь, в конце которого находится практически неминуемая гибель, однако они всё равно следуют ему, не сворачивая и не отказываясь от сделанного выбора - на сей раз не лёгкого, а правильного, - фактически искупая свои прошлые проступки кровью. Гибель в итоге настигает одних: Регулуса Блэка, Гриндевальда, Снэйпа, Дамблдора - и откровенно грозит остальным - например, Перси Уизли, который возвращается к семье в разгар смертельной битвы, хотя мог бы спокойно её пересидеть и жить дальше, сделав отличную карьеру в случае победы Волдеморта.
Яркая противоположность героям, которые в своё время сделали неправильный выбор, но потом раскаялись и сделали выбор правильный, - герои, которые не раскаялись и следуют неправильному выбору до конца. В этом плане хороша сцена с Беллатрисой, которая верна себе и своему хозяину до последнего момента и погибает, последовательно отстаивая свой выбор. Но апофеозом становится, конечно, поединок Гарри и Волдеморта, которому предшествует очень мощная сцена, - кстати, отсутствующая в фильме «Гарри Поттер и дары смерти», что его полностью обесценивает.
«Прежде чем ты попытаешься меня убить, я призываю тебя подумать о том, что ты сделал… Подумай и попытайся почувствовать хоть немного раскаяния, Реддл, - говорит Волдеморту Гарри. - Это твой последний шанс… попытайся раскаяться».
Однако Волдеморт - человек, который, как мы предварительно узнали в шестой книге, обладал огромным потенциалом (читая про молодого Тома Реддла, в ряде случае испытываешь к нему очень большое уважение, чуть ли не переходящее в восхищение) и мог бы в случае правильной его реализации принести большую пользу и себе, и другим людям, но сознательно встал на неверный путь и сознательно ему следует, - не раскаивается и гибнет, фактически убивая сам себя.

#волдеморт, #снэйп, #роулинг, #гарри_поттер, #дамблдор, #раскаяние, #выбор

Previous post Next post
Up