На прошлой неделе, 17 мая 2017 года, состоялась встреча мэра Белгорода Константин Полежаев со студентами БГТУ им. В.Г.Шухова*.
Отвечая на вопрос одного из студентов он подтвердил, что улица Щорса будет развиваться в автомобилецентрированном направлении.
- Как планируется модернизация транспортных потоков города, в плане разгрузки наиболее тяжёлых зон, таких как улица Щорса, например, проспект Богдана Хмельницкого, в районе Стадиона и Энергомаша?
- На сегодняшний момент, действительно, такие проблемы существуют. Саму улицу Щорса мы хотим сделать с минимальным количеством препятствий, т.е. с минимальным количеством светофоров, поэтому заложили строительство надземных пешеходных переходов. Кольцо Магистральная-Губкина - сегодня мы прорабатываем проектную документацию для ликвидации и установки светофорного объекта
Улица Щорса станет шестиполосным проспектом. Без препятствий для машин, но с препятствиями для пешеходов. Как показывает опыт зарубежных городов, например
Портленда и Атланты, это плохая инвестиция в будущее.
«Результаты развития двух городов на начало XXI века сильно отличаются. В Атланте налоги на имущество возросли на 22 процента специально для борьбы с проблемами мегаполиса, а в Портленде налоги на имущество упали на 29 процентов. Потребление энергии в Атланте возросло на 11 процентов, а в Портленде снизилось на 8 процентов. Загрязнение воздуха в Атланте увеличилось на 5 процентов, а в Портленде снизилось на 86 процентов. Среднегодовой пробег автомобилей в Портленде возрос всего на 2 процента, а в Атланте - на 17. Доходы населения при этом возросли в обоих городах, но в Атланте на 60 процентов, а в Портленде - на 72. Такой интегральный показатель, как качество соседства ухудшился в Атланте на 60 процентов, а в Портленде возрос на 19»[1].
«Заменяя все виды транспорта высокоскоростными легковыми автомобилями, мы тем самым подвергаем дорожно-уличную сеть такой нагрузке, которая гарантирует, что в часы пик они будут просто ползти»[2].
Портленд оказывается очень интересным городом. «Участие населения в планировании на примере г. Портланда, США. // Город Портланд обладает одним из самых социально-ориентированных муниципалитетов, который на протяжении вот уже 25 лет активно сотрудничает с районными властями и деловыми кругами в ходе подготовки планов развития. Городской отдел планирования намерен 70% своего бюджета тратить на консультации с общественностью. Такие затраты помогают обеспечить взаимопонимание и создают надежную основу для планирования»[3].
Возможно, администрации города Белгорода стоит повнимательнее присмотреться к опыту города Портленда, про который даже в США
говорят с восхищением. В своей речи на
TED Джефф Спекк, автор книги "Удобные для ходьбы города", затрагивает взаимосвязь между способами передвижение жителей города с экономикой города и здоровьем горожан. Посмотрите, не пожалеете. Там и про прирост населения, и про малоэтажные пригороды (ИЖС), и про благоустройство города, и про "пробки" и расширение дорог, и про инвесторов, и про многое другое, что очень актуально для Белгорода.
Click to view
Из выступления**:
В то время как большинство других городов растили недифференцированную зону беспорядочной застройки они установили границы роста города. В то время, как большинство городов развёртывали свои дороги, убирали параллельную парковку и деревья, чтобы впустить больше трафика, они установили программу "узких улиц". И пока большинство городов инвестировали в большее количество дорог и автомагистралей, они инвестировали в езду на велосипеде и ходьбу. И они потратили 60 млн.долл. на велосипедные приспособления, что кажется большой суммой денег, но это было потрачено в течении примерно 30 лет, так что 2 млн.долл. в год это не так много. Что также составляет половину стоимости одной из транспортных развязок, которую они решили перестроить в этом городе. Эти и другие подобные им перемены изменили жизнь жителей Портленда, и количество проезжаемых проезжаемых транспортным средством километров в день, расстояние, которое каждый человек проезжает, фактически достигшее пика в 1996 году, неуклонно уменьшалось с тех пор, и они сейчас ездят на 20% меньше, чем остальная часть страны. (а)
Среднестатистический житель Портленда ездит на 6,5 км или 11 минут в день меньше, чем раньше. Экономист Джо Кортрайт подсчитал и выясни, что эти 6,5 км и 11 минут сводятся к 3,5% всех доходов в регионе. Так что, если они не тратят деньги на поездки (и, кстати, 85% денег, которые мы тратим на поездки, покидают местную экономику) если они не тратят эти деньги на поездки, на что же они их тогда тратят? (...) Но они тратят большую часть этого на свои дома, а инвистиция в дом это настолько местная инвестиция, насколько это только возможно. (б)
Существует и совершенно другая история Портленда, которая не является частью этого расчёта, о том, что молодые люди с высшим образованием переезжали в Портленд толпами. Так что между двумя последними переписями имелся 50-ти процентрый прирост молодёжи с высшим образованием. А это в пять раз больше, чем где-либо в стране. Или лучше сказать, чем средний национальный показатель. Получается, с одной стороны город экономит деньги для своих жителей, будучи более доступным для пешеходов и велосипедистов, но с другой стороны, это также классный город, в котором в наши дни люди хотят находиться. (в)
Лучшая экономическая стратегия, которую может иметь город, это не старый способ пытаться привлечь корпорации и иметь биотехнологический кластер, или медицинский кластер, или аэрокосмический кластер, а стать местом, где люди хотят находится. И молодёжь, разумеется, эти двигатели предпринимательства, 64% из которых сначала решают, где они хотят жить, затем переезжают туда, а затем ищут работу, они придут в ваш город. (г)* * *
А пока поживём, увидим, разгрузится ли Щорса после того, как пешеходов уберут, и через сколько времени снова появятся пробки. Любопытный момент в ответе мэра - кольцо Магистральная-Губкина заменяют на светофор, то есть от "свободного движения автомобилей" возвращаются к регулируемому. Но на Щорса "регулируемость" убирают.
1. "Архитектура и строительство России" №3, 2004, стр.26
2. там же. Мэмфорд Л. "Город в истории: его происхождение, его развитие, его перспективы"; Сан-Диего, Харкорт, Брейс энд компани, 1961 г.
3. Крашенинников А.В. Градостроительное развитие жилой застройки. М.: Арихитектура-С, 2005 - 13 с.
* Новости телеканала "Белгород 24" (
https://youtu.be/RXmH0Bh95Zc?t=3m44s)
** Джефф Спек: «Проходимые» города:
(а)
https://youtu.be/Wai4ub90stQ?t=3m24s(б)
https://youtu.be/Wai4ub90stQ?t=4m23s(в)
https://youtu.be/Wai4ub90stQ?t=5m29s(г)
https://youtu.be/Wai4ub90stQ?t=6m2s