Я не люблю сериалы. Не люблю за суть сериала как такового. Вместо того, чтобы рассказать историю в сжатом виде, ее размазывают, разбавляют всевозможными ответвлениями от основного сюжета - а в конце 1-го сезона говорят: "А чем всё закончилось - вы узнаете во 2-м сезоне, который выйдет через год!" Через это сериал берусь смотреть только когда его ну очень настойчиво рекомендуют, либо же если заинтересовала фабула. В случае с сериалом "Перевал Дятлова" победил первый вариант - сериал порекомендовала одна хорошая знакомая. Ну как порекомендовала? Сказала, что сериал - исключительная дрянь, а я дрянь смотреть и разбирать люблю, поэтому немедленно сел и посмотрел 1-ю серию.
О чем же сериал "Перевал Дятлова"? Как нетрудно догадаться, о широко известном несчастном случае, приключившемся в 1959 году с советскими студентами, отправившимися в турпоход и в этом самом турпоходе погибшим по не вполне понятным по сей день причинам. Официальная причина - стихийное бедствие, но поскольку детали происшествия (оставленные наспех палатки, выбежавшие из них без верхней одежды и замерзшие люди) выглядели неоднозначно, то это породило массу домыслов, слухов, в т.ч. мистического характера - чем в свое время воспользовалась масса творцов, попытавшихся осмыслить данное происшествие. И вот очередная попытка интерпретация в виде сериала предложена нашему и вашему вниманию.
Начинается фильм с того, что на место уже случившейся трагедии прилетает майор КГБ, которого играет актер Петр Федоров. До сериала Петр Федоров исполнил главную роль в омерзительном фильме "Спутник", который я также имел честь разбирать. А тут ему досталась роль спецследователя, присланного из Москвы. Поскольку следователь из КГБ, то одет он как положено - в плащ и шляпу. Не смотри, что это Уральские горы, на улице лютый мороз + ветер, который немедля эту шляпу сдувает с башки. Данная идиотия уже с первых кадров задает тон всему дальнейшему повествованию. Немедля вспоминается сериал всех времен и народов "Игра престолов", где герои стоят на своей идиотской Стене, кутаясь в тулупчики на пронизывающем ветру и морозе - и при этом ВСЕ БЕЗ ШАПОК!
Но про "Игру престолов" поговорю в следующий раз, а пока что майор КГБ направляется к следователю Василию Темпалову, ведущему дело, прямо к нему домой, и заявляет:
- Меня не существует ни для одной из ваших бумаг, ни для одного протокола. Окружающим можешь представлять меня как угодно. Меня здесь нет, но всем руковожу я.
Выглядит это так: на следующий день майор КГБ начинает шарохаться по местам, где обнаружили тела, лазает в палатку. Ему кричат: "Э! Куда?" А следователь говорит: "Да это мой помощник". А ему: "Больно шустрый у тебя помощник". А следователь: "Да не то слово..."
Тут даже не знаешь, с чего начать. Вопрос №1 - это, собственно, почему присланный майор КГБ, который должен вести расследование, должен оставаться для всех инкогнито (забегая вперед, скажу, что сериал я смотреть дальше 1-й серии не стал. Возможно, далее прикрутят какое-нить идиотское объяснение). Вопрос №2 - каким образом майор должен осуществлять свою деятельность, оставаясь инкогнито. Дело в том, что работа следователя заключается в бесконечном опросе граждан. Свидетелей, родственников, ответственных лиц... При этом, когда к нему является дама-судмедэксперт и спрашивает: "А Вы кто?" - майор выуживает из-за пазухи бланк и говорит: "Пишите. Имя, звание, дата. Учтите, Вы теперь под присягой" - т.е. берет с нее подписку о неразглашении. Он чё - с каждого опрошенного собирается подписку брать?
Собственно, этих сюжетных нестыкух можно было бы легко избежать, просто ведя повествование от лица следователя Василия Темпалова. Но тут есть проблема. Дело в том, что создатели - как это у нас сейчас принято - постарались максимально точно и достоверно передать быт той эпохи, а также ввели в повествование реально существовавших людей - в т.ч. и следователя Василия Темпалова, который реально вел дело о группе Дятлова. Соответственно, если Вы снимаете фильм о реальных людях, с вас и спрос соответствующий (хотя, как показывает практика, если очень хочется, можно и на память о реальных людях наплевать). А так - всегда можно сказать, что это вымышленный персонаж (в максимально реально воссозданных декорациях, кгы-кгы), потому он имеет право вести себя вот так. И дальнейшие события показывают, что таки да, без этого мифического майора (который как тот кот Шрёдингера - вроде как есть, как бы и нет) было не обойтись.
Потому что далее нам делают внезапный флэшбэк, и майор мыслями переносится из февраля 1959- года в апрель 1945-го, где он, ведя небольшой отряд диверсантов, внезапно оказывается близ дороги, которая внезапно приводит к натуральному замку. И командир говорит: "Странно. Его нет на карте..." Етитская сила! Там замок показали - в нем дивизия схорониться может! А его на карте нет... Но, как нам потом покажут, замок не простой а мистический. И, видимо, сокрыт он от посторонних глаз специальной фашистской магией.
И вот диверсионная группа забирается в замок, где в полузатопленном подвале командир натыкается на девушку в арестантской робе. Девушка протягивает ему нечто, подозрительно напоминающее стеклянный хер, и исчезает. Ну, советский командир стеклянным хером не заинтересовался, тут же выкинул, а за углом обнаруживает ту же девушку, но уже распятую на каком-то каменном столе с вырезанными глазами и внутренностями. Тут же символ т.н. Черного Солнца, а наверху в кабинете, кто б сомневался, обнаруживается и главный опознавательный знак - символ Аненербе.
Что такое Аненербе? Если коротко, Аненербе - это организация, которая была создана в Германии незадолго до 2-й Мировой для того, чтобы придать расовой нацистской теории образ своеобразной религии или культа, если угодно. В основе ее была концепция изначального разделения людей на две категории: т.н. люди с Севера - высокодуховные существа, норды, гиперборейцы, фактически полубоги - и т.н. люди с Юга - это такие человекообразные существа, которые коварно переняли язык и повадки славных нордов и начали тоже выдавать себя за людей, хотя с т.з. нордов это не люди и даже не звери, а анти-люди, потому что сами они ничего создать не способны, а могут только переврать и опоганить светлые нордические идеи.
Надо сказать, что Гитлеру такая концепция зашла не особо, потому что Адольф Алоизович исходил из того, что национализм есть понятие сугубо общественно-экономическое, и приплетать сюда религию негоже. А вот Генриху Гиммлеру идея создания религиозного культа на основе расовой теории очень даже зашла. В 1939-м году Гиммлер стал президентом Аненербе, а в 1940-м году уже Гитлер утверждает план реконструкции замка Вевельсбург, который собирались сделать центром новой германской религии. Полностью доделать не успели, но многое сделали - в частности, пресловутую мозаику с символикой Черного солнца, криптой-Валгаллой в подполе. Да, ну и общий вид замка в сериале - это копия замка Вевельсбург.
Только что по имени этот замок в сериале не называют - и слава Богу, что не называют, ибо замок Вевельсбург находится на земле Северный Рейн-Вестфалия, что на западе Германии. А титры в сериале говорят о том, что солдатики нашли замок на земле Бранденбург, что на востоке Германии. Хотя есть версия, что, блуждая впотьмах, они пересекли Германию с востока на запад и упёрлись в замок, думая, что они по-прежнему в Бранденбурге. Этим же объясняется, что этого циклопического замка нет на их бранденбургских картах.
А тем временем нас опять переносят в 1959-й, где майор Шрёдингера всё больше сдружается с дамой-судмедэкспертом. Я на этом месте начал нервно поёрзывать, потому что сюжетная линия как под копирку срисована с сюжетной линии еще одного сериала на ТНТ "Мертвое озеро" - а тот, в свою очередь, передран с американского сериала "Твин Пикс", но в условиях нашего Крайнего Севера. Тоже запорошенные трупы, тоже невменяшка-следователь, которому постоянно чудится всякое, тоже перманентная тень проклятого Совка на заднем плане... Я даже слазил на Кинопоиск, посмотрел - нет, сценарные группы в сериалах разные. Вот ведь как бывает: группы разные, а пишут все как один человек.
И вот дама-судмедэксперт мимоходом замечает, что вот, мол, как судьба человеческая порой прихотлива: не пошел 10-й член группы Дятлова с остальными - жив остался... Майор КГБ такой:
- Какой 10-й? У меня не было его дела?
А судмедэксперт такая:
- Да? Ну, местные все были в курсе, а Вы поздно приехали, и они просто не придали этому значения...
Действительно, в реальности участников турпохода было 10 и действительно один из студентов, Юрий Юдин, из-за болезни ноги не смог продолжить поход - и он же в дальнейшем первым помогал опознавать тела и вещи погибших. А вот то, что этому майору, который всем руководит, забыли о нем сообщить, - это сюжетный ход на уровне мексиканских бестселлеров "Богатые тоже плачут" или "Просто Мария". Ну или на уровне "Игры престолов", где мальчик выпал из окна, да так удачно, что тут помню, а тут не помню.
Майор Шрёдингера кидается к выжившему 10-му, а тот сперва бубнит что-то про то, что нога заболела и он на месте остался, а потом с глазу на глаз признается, что он просто почувствовал, что за ними Смерть по пятам идет и им всем хана. Я, говорит, шепнул одному товарищу с глазу на глаз, а он только посмеялся и сказал, что я антисоветчину развожу.
Ну а заключительная сцена проходит на квартире дамы-судмедэксперта, куда она таки заманила отобедать майора КГБ, где происходит несколько знаковых моментов. Во-первых, майор обнаруживает, что супруг дамы, не вернувшийся с фронта, - это его полковой товарищ, с которым, в частности, они посетили злополучный замок. А товарищ его во флэшбэках всю дорогу начищал трофейный "вальтер", из которого намеревался застрелить Гитлера. А в итоге майор КГБ уже в 1959-м дарит подросшему сыну дамы нефункционирующий, но тем не менее грозно выглядящий "вальтер" - надо понимать, тот самый "вальтер". Как он у него оказался, застрелил ли товарищ из него Гитлера - эти сюжетные ходы приберегли на потом.
Ну и там же за столом происходит, пожалуй, самый знаковый за всю серию диалог, перерастающий в монолог. Мальчик, сын дамы-медэксперта, интересуется сперва, сколько немцев товарищ майор убил на войне, а когда тот говорит, что гордиться убийствами не следует, спрашивает - почему? Ведь вот моего отца убили, и у Вас тоже жену с ребенком убили. Неужели Вы не хотели за это всех немцев убить?
Ну да лее - монолог майора, который, с Вашего позволения, я зачитаю с минимальными купюрами.
"Хотел. Очень хотел. И всё для этого делал. Но пока мы были на советской земле, сомнений у меня не было. А потом мы вошли в Германию. И знаешь, что мы там увидели? Тысячи, миллионы людей, не военных, которые так же, как и мы, не хотели воевать. Они так же плакали, у них так же погибали близкие... Войну, если она началась, нужно любыми средствами прекратить, в данном случае - полным разгромом. Но чем больше я видел - тем меньше понимал. Мы вошли в военный городок - а там дома, хорошие, кирпичные, все в 2-3 этажа, для каждой семьи. Мы идем, и я клянусь, - мы уже ничего не понимаем. Солдаты мои дома эти увидели, вспомнили свои деревни с покосившимися избами и говорят: "Ну чего им надо? Всё ж у них есть! Чего они к нам пришли? Чего не хватило?" Огнеметчики побежали эти дома жечь, просто от злости. А я тоже хорош - я их не остановил. Смысла в этом никакого нет - а я не остановил..."
Ну и поехали по пунктам.
1-е. "Когда мы вошли в Германию, мы увидели тысячи и миллионы людей, которые не хотел воевать" - тут товарищ майор, конечно, с козырей зашел, ибо к весне 1945-го года действительно уже даже из военных немцев мало кто хотел воевать, а уж среди гражданского населения эта цифра и вовсе к 100% подползала. Ино дело, что товарищу майору было бы неплохо поинтересоваться, каковы настроения среди гражданского населения Германии были в 1939-1941-м годах, когда Гитлер победным маршем прошагал через всю Европу и на бодряках направился прямиком на Москву. Были ли тогда в Германии миллионы не желавших войны? Ну и в целом - а чего делали в фашистской Германии с теми, кто публично демонстрировал антивоенные настроения? Никаких вариантов? Скверно.
2-е - то, что оказавшись на немецкой земле советские солдаты начали недоумевать, отчего это немец на нас напал. Опять-таки, как сам майор проговаривается, пока он был на территории СССР, он это понимал. А как только попал на землю противника и увидел тамошнее изобилие и благоустройство, ярко контрастирующее с покосившимися избами родного села, так тут же заметался в непонятках. Т.е. надо понимать, что командир Красной армии до этого момента был твердо уверен, что немец на нас напал оттого, что живет он хуже нашего среднестатистического советского гражданина, и только эта причина сподвигла Германию - а также Италию, Японию, Финляндию и далее по списку стран нацистского блока - только эта причина сподвигла все эти страны напасть на Советский Союз. А тут у них вишь, какая благодать! И через это - полный разрыв шаблона.
Я уже упоминал паскудный фильм "Спутник". Там высокопоставленный сотрудник КГБ в исполнении Федора Бондарчука на голубом глазу сообщал, что он не знает, что такое антисоветская деятельность, с которой он по роду службы вроде как должен бороться. А тут, сталбыть, командир Красной армии не знает, отчего это мировой империализм напал на коммунистическую Россию. И да, судя по контексту, он так с этим незнанием и дослужился до майора КГБ. Подобный бред объясняется, дорогие друзья, ровно одним, - авторы снимают про себя, любимых. И добро бы они свое вопиющее невежество проявляли в декорациях нашего времени - но они раз за разом пытаются это запихнуть в декорации советского прошлого, вложив свое непонимание в уста высокопоставленных сотрудников Госбезопасности Советского государства. Выглядит это, с одной стороны, смешно и жалко, а с другой - очень печально, ибо нынешнее поколение "думающих людей", безоглядно верящее любой яркой картинке, впоследствии будет составлять впечатление о том времени по подобным кинопомоям.
Да, ну и 3-е - это, тык-скыть, вишенка на тороте - то, что солдаты вид лютой ненависти побежали жечь мирные немецкие хаты, а командир их не останови, хотя, говорит, "в этом не было никакого смысла". Ну, начнем с того, что ты идиот, а во-вторых, ты - военный преступник, ибо подобное поведение на территории врага каралось самым беспощадным образом вплоть до расстрела перед всей ротой в назидание. А он, дебил, о совершенном им преступлении сообщает на голубом глазу даме, трудящейся на ниве судебной медицины т.е. в правоохранительных органах.
Собственно, на этом серия кончается. Смотреть эту парашу далее или нет - выбор за вами. Я свой выбор сделал.
Click to view