Бывает так, что совсем не сидится дома. Настолько, что даже осень и температура, стремящаяся к нулю, не являются помехой. Тогда, в конце октября прошлого года, мы поставили перед собой достаточно амбициозную цель - дойти от Ай-Петри почти до Гурзуфа.
Ну что ж, маршрут проложен, рюкзаки упакованы, воля собрана в кулак. Выдвигаемся.
Мы - это я, мой брат Никита и мой товарищ Александр. Неопытные туристы-энтузиасты, желающие исходить Крым вдоль и поперек. Для каждого из нас этот почти 50-километровый переход стал проверкой характера и физических возможностей. К счастью, проверку прошли все.
Заброску было решено осуществить с помощью автомобиля, ночью. Недалеко от домика лесника был разбит первый лагерь, где было достаточно комфортно. Кроме того, с места стоянки открывался потрясающий вид на всю Ялту. В декабре того же года мы снова
побывали тут.
В эту ночь небо не поскупилось и
показало нам все свои сокровища. Россыпь звезд вверху, разноцветные огоньки внизу, тишина и свежий воздух способствовали необходимой "акклиматизации" перед долгим переходом. Завтра нам предстояло пройти более 25 километров сначала по Ай-Петринской, а затем по
Ялтинской и Никитской яйлам.
Кто не ходил в горы, тот не знает каково это просыпаться рано-рано утром, заставлять себя вылезти из тепленького спальника, обуть холодную обувь ради того, чтобы встретить рассвет.
Впереди был еще очень долгий и изнурительный маршрут, но мы были полны решимости.
Еще сонная Ялта
Вот еще один очень известный объект - РЛС на Бедене-Кыр, о которой
я уже писал ранее
Шары сделаны из материала, пропускающего радиоволны без помех
Там постоянно живут люди. Хотел бы я пожить здесь
По пути открывались эксклюзивные виды на южнобережные хребты, ущелья, поселки, а саму Ялту мы увидели как минимум с трех ракурсов.
Интересно, что на Ай-Петринской яйле когда-то было водохранилище Сикорского - комплекс каменных сооружений, построенных более 100 лет назад, которые задерживали снег и накапливали талую воду.
Вот что пишет Википедия "...на яйле можно найти две стены. Одна была сооружена для задержания снега на яйле и явилась воплощением рекомендацией исследователей яйлы. Вторая стена - густо заросшая травой плотина, перегораживающая долину, сооружена по проекту инженера И. К. Сикорского в 1906 году. По его же проекту построен каптаж для использования подземных вод ниже массандровского водопада.
Уникальность водохранилища в том что это первое и единственное водохранилище, построенное на яйле на основании точного инженерного расчета и накопленных научных данных. Сикорский использовал анализ метеусловий и режима ливадийских источников, за которыми до этого вели наблюдения в течение 20 лет. Водохранилище Сикорского наполнялось талой и дождевой водой, снабжая многочисленные отары овец на яйле. Водохранилище стало пустым после землетрясения в 1927 году."
Своей фотографии нет, поэтому иллюстрирую кадром
Игоря Сальникова Остатки бывшей дамбы
Впереди еще многие километры
На самом деле, прогулки по яйлам не всегда безопасны. Об этом свидетельствует множество памятников, которые мы повстречали на маршруте. К сожалению, для многих людей эти места стали финальной точкой пути...
Особенно нас поразил случай, произошедший 20 октября 2004 года.
"В октябре 2004 года 11 учащихся Донецкого института турбизнеса собрались в поход по Крыму. Хотя за два дня до отъезда президент института аннулировала соответствующий приказ, наставнику по туризму Алексею С. удалось «отпросить» ребят под свою ответственность - их отпустили в академотпуска. Надо сказать, что студенты уважали С. за репутацию «экстремала».
Разбили палатки в с. Многоречье, а 20 октября отправились в Большой Каньон. День начинался солнечно, поэтому не взяли с собой ни курток, ни палаток, ни спальников - к вечеру надеялись вернуться в лагерь. Но уже в Каньоне начался дождь. Встречные туристы предупреждали: впереди «ванны», наполненные водой, там - только вброд, и рекомендовали разворачиваться. Узкая часть Каньона камнепадоопасна и грозит неожиданным паводком, но самонадеянный С. хвастал, что раз 18 водил здесь группы, и как-то даже пятиклашек. Без карты и компаса распорядился карабкаться по склону на плато, чтобы оттуда (через гору) попасть в Многоречье «коротким путем». К следующему утру из 11 счастливых студентов в живых остались восемь."
Горы очень коварны, тут нет места самоуверенности и надежде на "авось". Сюда следует идти подготовленным, с чистой головой и пониманием всей ответственности, если ведешь группу.
Если не ошибаюсь - это горный массив Бойка
Местный Google Maps =)
К счастью для нас, единственной трудностью были многочисленные подъемы-спуски, а также солидный вес рюкзаков. Очень уставшие физически, но не упавшие духом, мы дошли до места, где планировали ставить второй лагерь.
По этом хребту идет
очень сложная тропа Стиля-Богаз
После длительного пребывания в дикой природе все потребности человека сводятся до элементарного: пища, тепло, убежище. Возможность обеспечить себе эти три составляющие увеличивает шансы на успешное прохождение маршрута.
Оглядываемся назад. Зубцов Ай-Петри уже почти не видно
Собственной персоной =)
Александр. Мой брат, к сожалению, избегал фотоаппарата)
Если бы тело умело говорить, то я бы не смог написать здесь то, что оно чувствовало на следующий день. Вторая часть маршрута оказалась интереснее, но и сложнее. Мы ушли достаточно далеко от цивилизации, поэтому косули, олени и другая живность перестали быть для нас чем-то удивительным.
Вид с места второй ночевки
Протопав по Гурзуфской яйле мимо Демир-Капу (1540м) - второй наивысшей точки Крыма, начался спуск к Романовскому шоссе. В этой его части я побывал впервые, до
этого пройдя лишь малую его часть со стороны Массандры.
Суровая яйла
Тут же построена Беседка ветров. В ясную погоду там очень красиво. Место недоступное для большинства туристов, а поэтому находится в более-менее нормальном состоянии.
После Беседки мы уже мало что соображали и желали лишь одного - поскорее спуститься.
Желанию нашему суждено было сбыться лишь через 4 часа, именно столько занял очень быстрый спуск вниз с Гурзуфской яйлы через седло. Местами мы даже шли напрямик, игнорируя дорожный серпантин. Спускались по руслу безымянной сезонной реки, преодолевая поваленные стволы деревьев и стараясь не сломать ногу на очередном скользком камне. Спешили вниз хромая, испытывая голод и жажду, убегая от начавшейся наверху непогоды.
А внизу нас должен был встретить Джемиль... и отвезти нас в начальную точку.
Но это уже совсем другая история! )