Оригинал взят у
retromoscow в
Кремль по-"питерски". Екатерина, ты была не права (с)"Град сей древний, что театральная хоромина: пышность и золото слепят очи, а за кулисами пыль да грязь."
Екатерина II
"Огромность зданий, бесполезных обществу, суть явное доказательство его порабощения"
А.Н. Радищев
Как всегда у нас любой правитель, придя к власти, считаем своим долгом/правом чего-нибудь сразу перестроить и переделать. В 1760х, задержавшись после своей коронации в Первопрестольной столице, Екатерина II подивилась тому, как тут "всё запущено" ("..о Москве, которая по древности строения своего поныне в надлежащий порядок не пришла") и повелела обновить старый Кремль и средневековый город в целом.
Проектами перепланировки Москвы занималась специальная Комиссия для строения С.-Петербурга и Москвы, а перестройкой Кремля - созданная в 1768 Экспедиция Кремлёвского строения под руководством архитектора В.И.Баженова, который хотел переделать древнюю царскую резиденцию путём значительного её сноса и застройки в модном тогда архитектурном "классическом вкусе". В итоге, едва не сделал из Кремля образцовый "Петербург" ;)
Как и вслучае с
варварским сносом ХХС в 1931, поэты сразу разделились на придворных хвалителей и местных патриотов:
"И расцветёт Москва подобьем райска крина,
Возобновляет Кремль и град Екатерина!
Низвержена гора монаршескою волей,
И Кремль украсится своею новой долей,
Со славою придет Паллада к сим местам
И будет обитать ко славе россов там."
А. Сумароков
"Прости престольный град, великолепно зданье,
Чудесной древности Москва, России блистанье.
Сияющи верхи и горды вышины
На диво в давний век вы были созданы.
В последний раз зрю вас, покровы оком мерю
И в ужасе тому дивлюсь, сомнюсь, не верю.
Возможно ли гробам разрушиться, восстать
И в прежней красоте чуднее процветать?"
ода Г.Р.Державина "На случай разломки Московского Кремля для построения нового дворца"
В 1768 начались работы по созданию модели Б.Кремлёвского дворца Баженова, a 1 июня 1773 - произведена торжественная закладка дворца. На специальном помосте у подножия Боровицкого холма был возведён храм Славы Российской, окруженный четырьмя арками, символизировавшими стороны света. Внутри храма в нишах располагались скульптурные аллегории четырёх стихий. К помосту от Архангельского собора вела лестница из 165 ступеней. С трёх сторон помост окружали декоративные щиты: на первом была изображена закладка дворца, на втором - гибель турецкого флота в Чесменской битве, на третьем - поражение турок под Бендерами. Всё это сопровождалось торжественными литургиями, процессиями, поэтическими славословиями, танцами, театральными постановками..
По случаю закладки в Кремле нового Дворца в 1773 была выпущена спецмедаль:
"Возобновлёнъ iунiа I дня 1773 года"
фига себе "возобновлён"! - фактически выстроен заново
Часть древних памятников Кремля намечалась к сносу, т.к. мешала стр-ву нового дворца. В.И. Баженов оставлял в неприкосновенности лишь некоторые старинные постройки: соборы Успенский, Архангельский, Благовещенский, колокольню Ивана Великого, Теремной дворец, Грановитую палату и Красное крыльцо. Стены Кремля зодчий воспринимал как укрепления и особенно их не ценил. В 1770 были сломаны Тайницкая, Петровская, две Безымянные башни и стены между ними. Не представлялись достойными сохранения также и старые приказные и монастырские здания. Зато петровский Арсенал Баженов включил в свою композицию. Архитектор считал необходимыми очень активную "расчистку" Кремля, уничтожение скученного характера застройки средневековой крепости. Он создавал свободное пространство, в котором появлялась возможность создания мощных современных сооружений и новых планировочных структур.
Строительство, которое В.И. Баженов начал в Кремле, должно было, как он считал, повысить значимость древних зданий. Он окружил ядро Кремля своими сооружениями, как ценную картину охватывает широкая рама, подчеркивающая её достоинство. Конкретное сочетание старого и нового - одна из важнейших черт его проекта, оспаривавшегося как современниками, так и потомками. Вот два противоположных мнения о проекте В.И. Баженова:
Профессор Кембриджского ун-та Эдвард Кларк, посетивший на рубеже XVIII-XIX в.в. Москву и восхищенный моделью дворца Баженова писал: "Это одна из наиболее любопытных достопримечательностей Москвы. Если бы эти постройки были осуществлены, они вошли бы в число знаменитых чудес света. План построек состоял в том, чтобы объединить весь Кремль, имеющий две мили в окружности, в одном великолепном замке. Его треугольная форма и множество церквей представляли немало трудностей, но проект исполнен в совершенстве. Великолепны три луча, идущие от главной овальной площади дворца. Это не просто три улицы, подобные трелучиям Рима, Петербурга и Версаля, а три дороги, которые ведут в три русские столицы: столицу русских древностей Киев через Троицкие кремлевские ворота, в столицу Петра Великого через Никольские ворота и в столицу русской веры - Сергиев посад через Спасские ворота... Если бы дворец был построен согласно модели, то он превзошел бы своей грандиозностью храм Соломона ... виллу Адриана и форум Траяна".
А вот слова Н.М. Карамзина: "В Кремлёвской Экспедиции надобно видеть славную модель великолепного дворца, заложенного между Архангельским собором и Москвою-рекою в 1773, но скоро оставленного по неудобности места; ..здесь планы знаменитого архитектора Баженова уподоблены Республике Платоновой или Томаса Моруса Утопии: им можно удивляться единственно в мыслях, а не на деле".
Другая особенность Баженовского ансамбля заключалась в необыкновенном пафосе монументальности и размахе новых зданий. Вся территория Кремля рассматривалась зодчим как огромная треугольная структура. Он застраивал этот треугольник по сторонам, обращенным к Москве-реке и Белому городу. На Кремлёвском холме вставали 40-метровые стены новых зданий, а от Красной площади раскрывалась "историческая" перспектива - кремлёвские укрепления и за ними древние постройки. Так, Баженов создавал контраст новой строгой чеканной, классической, ордерной архитектуры, стоящей сплошным фронтом, и живописной глубинной перспективы средневековых башен и соборов Кремля.
Фасад, обращённый к Белому городу, составлялся из Арсенала и корпуса той же протяжённости и такого же трапециевидного очертания, предназначенного для размещения различных правительственных учреждений. Композиция здесь основана на строгих прямых длинных равновы сотных объемах. Внутренняя планировка очень проста: комнаты были "нарезаны" по сторонам длинных 300-400-метровых коридоров.
Графическая реконструкция Kpeмля по проекту арх. В.И.Баженова, 1768-1773
(схема П.В.Панухина и Н.О.Душкиной)
внизу, вдоль Москвы-реки сносилась кремлёвская стена, срывался холм и выстраивался бы громадный протяжённый дворец, а в самом Кремле сносились многие старые постройки и устраивались бы правильные площади а-ля Петербург/Рим:
Дворец занимал часть ансамбля, обращённую к Москве-реке. Он должен был иметь 4 высоких этажа, поднимавшихся на мощном цоколе. Нижние два были просты по разработке, их покрывал горизонтальный руст. И цоколь, и эти этажи служили пьедесталом верхним двум - парадным, торжественным, с большим ионическим ордером, карнизом и аттиком. На протяжении 630 м этот фасад, обогащённый пластикой выступов, ризалитов и портиков, шел по прямой вдоль берега. Углы дворцового здания закруглялись двумя дугами, уводя взгляд вдаль, к другим частям ансамбля. Вниз от него должна была вести к Москве-реке грандиозная лестница. Совершенно иной была композиция другого фасада дворца, обращённого к Соборной площади. Она строилась на сочетании трёх глубоких открытых овальных дворов, охватывающих внутреннее пространство ансамбля и старинные здания.
Внутреннее пространство Кремля, согласно замыслу Баженова, строилось на сочетании целой системы площадей и перспектив. Главная ось ансамбля была направлена в сторону Тверской улицы, т.е. дороги на Петербург (на схеме - "направо"). В стене должны были сделать разрыв недалеко от Никольской башни, где ставились триумфальные ворота. Через них в Кремль вел прямой широкий проспект, который, минуя круглую площадь с обелиском, подводил к самой большой овальной площади. Он и определял главную ось ансамбля. Короткая ось упиралась в экседру здания театра, крайнего в комплексе дворца, и развивалась вглубь, в сторону Соборной площади, к Красному крыльцу ("налево")). Ещё одна площадь образовывалась на той же оси, прерванной старинной застройкой в юго-западной части Кремля. Крупное закрытое ромбовидное по очертаниям пространство образовывалось у Троицких ворот. На одной оси вставали Кутафья башня, мост, площадь и далее проспект, который шел мимо Успенского собора и колокольни Ивана Великого ("прямо").
Центром этой пространственной композиции становилась овальная площадь. К триумфальной колонне в середине её сходились оси главных подъездов к дворцу, и возникало ясное и крупное пространство с членениями монументального масштаба. Баженов предназначал главную овальную площадь ансамбля "для народных собраний", она проектировалась на месте древне-московского форума - Ивановской площади. Однако этому демократическому замыслу, столь свойственному идеологии эпохи Просвещения, так и не суждено было сбыться. Свободный доступ простого народа к стенам царской резиденции по своему замыслу был настолько дерзок, с точки зрения императрицы, что она спешно повелела изменить проект и оградить с южной стороны дворец решёткой, оставив проезд только для одной кареты ;)
Безусловно, баженовская идея о превращении царской резиденции в общественное здание, доступное для всех без исключения сословий, не могла быть осуществлена на практике. Ещё до официального прекращения строительства проект дворца претерпел столько изменений, сделанных "по высочайшему повелению", что даже если бы он был построен, то стал бы одним из тех сооружений, о символическом значении которых впоследствии напишет А.Н. Радищев: "Огромность зданий, бесполезных обществу, суть явное доказательство его порабощения".
Несмотря на справедливую критику современниками проекта В.И. Баженова, нельзя не отметить, что монументальность, крупные "столичные" масштабы нового дворцового ансамбля Москвы сближали его с центральными ансамблями Петербурга и ряда западно-европейских городов. Решению каждого фрагмента грандиозного комплекса, площадям, проспектам придавалась ясная, крупная форма, которой соответствовало монументальное архитектурное обрамление. Чётко была выделена и историческая зона вокруг Соборной площади. При этом пространства Кремля и города были связаны м/у собой. Внутренняя структура продолжалась и за границами Кремля, поскольку въезд и проспекты были связаны с важнейшими магистралями города. Кремль, как его видел Баженов, соотносился со всей Москвой в целом. Зодчий писал, что проверял в натуре возможные перспективы от таких далёких мест, как Новоспасский монастырь, Крутицкое подворье и даже Коломенское. В проекте Баженова сказалась важнейшая черта классицистического градостроительного метода - выявление главных и второстепенных элементов объемно-пространственной композиции города. Под главным элементом в Москве Баженов подразумевал всю территорию Кремля, имевшую для России главенствующее историческое значение.
Однако проект перестройки Кремля по Баженову так и не был реализован - Екатерина II почему-то к нему охладела. Создание дворца по проекту Баженова было прекращено, разрушенные стены восстановлены, а работы по реконструкции ансамбля переданы возглавившему Экспедицию Кремлёвского строения М.Ф. Казакову, который на месте сломанных старых Приказов в 1776-1787 построил Сенат. А Баженов обиделся, и по легенде, выстроил знаменитый
Пашков дом к Кремлю "задом" ;)
быть Кремлю Баженова и Екатерины II было не суждено;
позже на этом месте был построен всем известный Большой Кремлёвский дворец
(1838-1850, арх. К.А.Тон, Н.И.Чичагов, В.А.Бакарев, Ф.Ф.Рихтер и др.):
использованы материалы из книги "Архитектурные ансамбли Москвы XV в. - начала XX в."