Как «убивают» инвестклимат и репутацию
Омского региона?!
Не наведя порядка в строительном секторе, нельзя рассчитывать на позитивные сдвиги и в других сферах жизни омичей…
В прямом эфире трех главных местных телеканалов губернатор Александр Бурков еще в конце июля огорошил общественность заявлением о скоропостижной "смерти в регионе строительной отрасли".
Слова прозвучали с присущей политику прямотой и
без околичностей.
![](http://omsk-pravo.ru/images/stories/a%20a%202019%20stroiservis%2014_thumb_medium398_251.jpg)
Фраза касалась, прежде всего, крайне ограниченных, по мнению губернатора, возможностей местных строителей по организации ремонта фасадов домов по «гостевому маршруту».
Однако, знал бы высоко поставленный автор "эпитафии" о том, как адекватна высказанная им позиция и настроениям в отрасли, и тем теневым процессам, которые буквально "душат" и "гложут" строительную индустрию Омска
изнутри.
![](http://omsk-pravo.ru/images/stories/a%20a%202019%20stroiservis%201_thumb_medium266_174.jpg)
Можно отвлечься от показательной истории «со 169-ью фасадами», и в подтверждение позиции главы региона продемонстрировать более серьезные проблемы, которые, как метастазы, сковывают работу местных строительных компаний и парализуют возведение знаковых для Омска строительных объектов.
Сложная ситуация складывается вокруг окончания работ на «Хоккейной академии «Авангард».
Здесь один из основных подрядчиков - ООО «Стройсервис» уже почти год отбивается от сомнительных кредиторов, которые, используя теневые арбитражные схемы, подводят строительную фирму под банкротство, создают ей препятствия по выполнению госконтракта, который на контроле и у Омского губернатора, и у основного инвестора - государственной
корпорации «Газпром».
![](http://omsk-pravo.ru/images/stories/a%20a%202019%20stroiservis%2015_thumb_medium332_205.jpg)
Строители, традиционно занимающиеся своими профильными обязанностями, как-то упустили из виду одного из субподрядчиков, который, частично исполнив обязательства, самостоятельно покинул объект.
С фирмой ООО «УТС» ("Управление транспортного строительства", она же - ООО "УпТрансСтрой") накануне "пропажи" произвели сверку согласно осмеченным и выполненным по факту работам.
Как следует из завизированного сторонами итогового документа, смежник не отработал на объекте даже аванс, который был перечислен ему при заключении договоров подряда №1 и №2 на банковский счет под
будущий результат.
![](http://omsk-pravo.ru/images/stories/a%20a%202019%20stroiservis%202_thumb_medium332_205.jpg)
Как полагает руководство «Стройсервиса», свои обязательства перед смежником их предприятие выполнило «в полном объеме» и «с соблюдением процедур».
Например, объективность параметров зафиксирована и в Актах за подписью представителя Заказчика (Казенное учреждение ООО «Управление дорожного хозяйства Омской области») и подрядчика. Где отражены сроки, этапы, объемы, суммы сметных и скрытых работ. С указанием конкретных исполнителей и степени фактического
их участия.
![](http://omsk-pravo.ru/images/stories/a%20a%202019%20stroiservis%206_thumb_medium399_234.jpg)
Однако, бросившая на полпути объект фирма не стала обременять себя переговорами и доказательствами, а поступила в стиле, так называемых, «посредников-однодневок».
Об этом говорят даже не пустые оборотные балансы фирмы и не длинные перечни долговых обязательств и исполнительных производств, а само поведение.
Когда "Стройсервис" отказался оплачивать работы, выполненные своими силами, его пресловутые и официально не подтвержденные долговые обязательства были тут же переписаны на арбитражных юристов, которые давно и вполне успешно промышляют легализацией в судах подобного рода сомнительных сделок.
Далекие от юридических споров строители оказались один на один с арбитражной судьей Татьяной Целько и ее бывшей коллегой Еленой Абрамовой, представляющей в деле №А46-21734/2018 интересы компании ООО «УТиС» на которую ООО «УТС» оперативно переуступило
долг «Стройсервиса».
![](http://omsk-pravo.ru/images/stories/a%20a%202019%20stroiservis%203_thumb_medium332_225.jpg)
Ответчики доказывали с документами и Актами наперевес, что после того, как субподрядчики из «УТС» ушли с объекта, одни виды работ они доделывали, а другие полностью доводили до ума своими силами. С привлечением своих работников и своими материалами. Соответственно одни суммы были вычтены, а другие полностью списаны из обязательств «Стройсервиса» перед «партнером».
Истица, юрист и директор в одном лице, весь процесс «плакалась» о том, что из-за долга ей не выплачивается заработная плата. Собственно, кроме эмоций и договора цессии у нее и не было иных доводов в этом арбитражном процессе.
При этом указание Фемиды на предоставление со стороны истца и третьего лица подтверждающей их позицию финансово-хозяйственной документации по факту исполнено не было. Впрочем, ответчики уже потом стали подозревать, что перед ними между «злой» судьей и «мягкой» истицей был разыгран настоящий спектакль, с целью усыпить бдительность оппонентов.
Так оно и вышло.
В итоге, истцы никаких правоустанавливающих документов в материалы дела не предоставили, судья о своем указании «забыла», а ходатайство о проведении строительной экспертизы «зависло» между первой и второй арбитражными инстанциями.
Благо, что суд отказал в обеспечительных мерах на том этапе, иначе неблагоприятные последствия по производству работ на "Хоккейной академии "Авангард" вылезли бы еще
год назад.
![](http://omsk-pravo.ru/images/stories/a%20a%202019%20stroiservis%204_thumb_medium399_207.jpg)
Не исключено, что строители-ответчики, не будучи доками в арбитраже, избрали не тот путь правовой защиты.
Возможно, нужно было не идти на поводу у заявителей и не доказывать свою правоту по каждому пункту сметы и акту приемки-сдачи работ, а упреждающе обжаловать правомерность переуступки несуществующего долга.
Но настораживает другое.
Нарочитая отстраненность арбитражной Фемиды от «теневых схем» и показная равноудаленность и незаинтересованность в исходе дела, продемонстрированные судьей Целько, на самом деле вылились в прямую их... противоположность!
В основу решения суд положил неоднозначные ссылки на даты почтовых отправлений и формальные особенности переуступки права требования. Дескать, ответчик должен был доказать отсутствие задолженности не только «цеденту», но и «цессионарию». И своевременно это, по мнению суда, не сделал.
Насмешкой звучит реплика суда, что в договоре за "Стройсервисом" закреплена обязанность "принять и оплатить работы", про "достроить"... ничего не сказано. Дескать, инициатива юридически не прописана. А вот про "неблагоприятные последствия", такие как: "срыв сроков", "наступление зимы" и "штрафные санкции" от госзаказчика - про это суд скромно умолчал.
Такая "мелочь"!
При этом весьма опытная судья Целько во главу угла поставила не содержание спора, а формальные признаки «долга», упустив из вида, что компании ООО «УТС» и ООО «УТиС», по сути, могут быть аффилированы, а их владельцы связаны длительными деловыми контактами. Поэтому договор переуступки могли подписать и «задним числом», обнаружив юридическую лазейку.
Впрочем, наличие подобной заинтересованности в исходе дела могло быть и у двух судей Омского арбитража. Одной - на тот момент еще действующей, а у другой - уже
коллеги в отставке.
![](http://omsk-pravo.ru/images/stories/a%20a%202019%20stroiservis%205_thumb_medium332_194.jpg)
Таким образом, можно предположить, что образовавшийся у «Стройсервиса» на «ровном месте» долг в 7 млн рублей с лишним - это не объективный итог данного «судебного разбирательства».
Это, возможно, проявление более весомых и тревожных коррупционных процессов, которые в Омске буквально "по пятам" преследуют участников экономических и финансово-хозяйственных отношений.
Не исключено, что более серьезные проявления и испытания негативного плана при таком судействе ожидают не только строителей, но и всех участников
реального сектора.
![](http://omsk-pravo.ru/images/stories/a%20a%202019%20stroiservis%207_thumb_medium399_158.jpg)
Не успела еще краска принтера высохнуть на листке с резолютивной частью Определения коллегии 8ААС (судьи Веревкин А.В., Еникеева Л.И. и Сидоренко О.А.), оставившей решение судьи Целько «в силе», как арбитраж первой инстанции уже выдает взыскателю решение «об обеспечительных мерах», которые применительно к исполнению государственного контракта (а средства на счетах у «Стройсервиса» - из бюджета) означают… парализацию работ.
Проблемы по привлечению смежников, по приобретению материалов, по выплате заработной платы. И так далее и
тому подобное.
![](http://omsk-pravo.ru/images/stories/a%20a%202019%20stroiservis%208_thumb_medium398_187.jpg)
Угодив в стрессовую и патовую для себя ситуацию, работяги обращаются за помощью в правоохранительные органы.
По их мнению, налицо «спланированные мошеннические действия группы лиц по завладению денежными средствами и имуществом предприятия». О далеко идущих планах «вымогателей» говорит и появление в их рядах одиозной местной конкурсной управляющей Татьяны Житник (Федицы). Приобретателям пресловутого долга, похоже, уже не нужны деньги, их интересует полноправное и безраздельное владение…
всем предприятием!
![](http://omsk-pravo.ru/images/stories/a%20a%202019%20stroiservis%2011_thumb_medium398_210.jpg)
К давлению на должника подключаются и… судебные приставы.
В суперминимальные сроки сотрудником Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Омской области Таисией Поремузовой идет блокировка счетов должника, описывается все движимое и недвижимое имущество, нагнетаются страхи, демонстрируется моральное и статусное превосходство.
Взывая к благоразумию Фемиды и ссылками на госконтракт по строительству инфраструктуры «Хоккейной академии «Авангард», руководство «Стройсервиса» получает решение кассационной инстанции Западно-Сибирского округа (г.Тюмень) «на приостановление исполнения решения суда». Под гарантию этого документа открывается другой счет в ином банке, но тот также оперативно (на четвертые сутки) блокируется… постановлением того же, похоже, не отягощенного иными делами и заботами судебного пристава-исполнителя
МРОСП по ОИП.
![](http://omsk-pravo.ru/images/stories/a%20a%202019%20stroiservis%2012_thumb_medium399_261.jpg)
По сути, речь уже идет не об единичном инциденте, не о конкретном судебном споре, а о некоей тенденции и… преследовании!
Сорвать исполнение государственного контракта, столкнуть лбами заказчика и исполнителя, строителей и губернатора, подставить власть региона перед инвестором - «Газпромом», дискредитировать усилия местной власти по созданию благоприятного инвестиционного и делового климата в регионе - не эти ли далеко идущие цели, прежде всего, волнуют особо упорствующую «группу лиц»?!
Не исключено…
![](http://omsk-pravo.ru/images/stories/a%20a%202019%20stroiservis%2013_thumb_medium267_264.jpg)
Отстраняясь от конкретной ситуации, создается впечатление сюрреализма всего происходящего.
Получается, у нас в регионе не «собака машет хвостом», а «хвост вертит собакой». Насквозь коррумпированные технологии позволяют сегодня отдельным группировкам добиваться сиюминутных благоприятных для них результатов (с формальными ссылками на Закон -!) без понимания плачевных и долгосрочных перспектив данной модели ведения бизнеса.
В обозримом будущем.
![](http://omsk-pravo.ru/images/stories/a%20a%202019%20stroiservis%2010_thumb_medium267_268.jpg)
Видимо, прав губернатор Бурков.
Без экстренного вмешательства исполнительной власти и силовых инстанций эти околозаконные манипуляции вокруг еще действующих предприятий очень скоро превратятся в пляски на кладбищенских остовах некогда могучей омской стройиндустрии. Или это…
Кому-то нужно?!
Александр Грасс,
независимый журналист,
специально для авторского блога на Омск-право.ру