Анна Грищенко (Украина): "Возможно ли еще предотвратить распад Украины?"

Dec 27, 2014 15:42



Независимый украинский автор Анна Грищенко в аналитической статье для австрийского издания «CONTRA-MAGAZIN» выражает скепсис по поводу перспектив сохранения единства Украины. По мнению харьковчанки, эта страна будет и далее разваливаться по швам, если не осуществить ее денацификацию по примеру послевоенной Германии. «Гражданский репортер» представляет эксклюзивный перевод данной публикации с немецкого.



ВОЗМОЖНО ЛИ ЕЩЕ ПРЕДОТВРАТИТЬ РАСПАД УКРАИНЫ?

Украина всегда была расколотым государством, что касается языка, культуры, истории и ориентации на Россию, но лишь «условно». Существовавшая общественная напряженность находилась под контролем центральных властей в Киеве - до тех пор, пока радикально-националистические путчисты не применили на практике насилие.

Демократическая революция?

Административные здания, полицейские участки, а также воинские части впервые были осаждены и захвачены не пророссийскими ополченцами на Востоке Украины, а ультранационалистами в столичном городе Киеве и западных регионах нашей страны. Националисты были в этом деле первыми. Так называемая «Русская весна» пришла после кровавой и горящей националистической зимы.

Некоторые довольно известные западные политики горячо приветствовали эту незаконную активность как «демократическую революцию», ибо организаторы путча позиционировали себя в качестве прозападных борцов с «пророссийскими» и недемократичными олигархами. На деле же большинству украинских олигархов по сей день живется очень хорошо. Приняв сторону радикальных националистов, они использовали их энергию для укрепления своих властных позиций в крайне нищей и задолжавшей всем стране. Для крупного капитала идеология и внешнеполитическая ориентация играют подчиненную роль. Магнаты с легкостью меняют свои взгляды ради сохранения своей собственности.
Мне сложно понять, почему западные ведущие СМИ почти полностью «забыли» о проблеме олигархии и серьезном демонтаже в социальной сфере после государственного переворота. О свободе прессы и правах человека на Украине речи вообще не идет, насколько я слежу за публикациями. Перед путчем и в ходе него по этой тематике на Западе наблюдалась едва ли не истерика. А что же сейчас, на Украине больше не имеется нарушений прав человека? Там одни лишь мистические «российские войска», которые на протяжении уже нескольких месяцев никто не может выявить при всех современных технических средствах.

Реальные проблемы в моей стране лишь существенно обострились с тех пор, как был свергнут президент Янукович. В качестве очередного доказательства тоталитарного характера нынешнего режима можно упомянуть «дело Владимира Ларина». Речь идет о молодом независимом киевском журналисте и блогере, который в 2014 г. активно высказывал оппозиционные мысли против украинских ультранационалистов в Австрии (он хорошо говорит на немецком), на Украине и России. После многократных угроз журналист почти до смерти был избит неизвестными лицами. Любопытно, что ценные вещи в его карманах не были украдены. Лишь раздавили мобильник.

Реальность новой «демократической» Украины такова, что оппозиционные активисты, если они не националисты, систематически и очень жестко преследуются. Данные правозащитные аспекты, к сожалению, до сих пор, как представляется, получают необходимое официальное осуждение лишь в России. Свободно мыслящих людей во всемирной сети также волнует эта тема. На Украине же свирепствует тенденциозная пропаганда, которая едва ли допускает альтернативные мнения. В ход идут как официальные террористические методы, так и тайные. Атмосфера тотального страха - после чернобыльской катастрофы - совершенно новое явление в моей стране.

Гуд бай, Ленин и … независимость!

Сейчас у нас активно борются с памятниками, прежде всего Ленину, которые на протяжении десятилетий никому не мешали. Националисты полагают, что Ленин, который, кстати говоря, внес большой вклад в становление украинской государственности, является причиной наших проблем. Какая наивность.
Теперь, спустя почти год после незаконного путча на Украине эта страна де факто прекратила свое существование в качестве самостоятельного субъекта международных отношений. Реальная независимость Украины, существовавшая на протяжении 23 лет, отныне получила относительный характер, так как решения о судьбе страны принимаются не столько в Киеве, сколько, скорее, в Вашингтоне и Брюсселе. Назначение некоторых зарубежных лиц членами правительства (в том числе имеющих тесные связи с Вашингтоном) стало для многих Украинцев очередным унижением.
Ясно, что неэффективное и, как и прежде, коррумпированное украинское государство не может существовать без иностранной финансовой помощи. Западные структуры не без оснований опасаются инвестировать средства в Украину. Важным обстоятельством при этом является то, что бывшие экзистенциональные субсидирования из России более не возможны, так как для новых элит (которые, собственно говоря, в значительной степени являются старыми) парадоксальным образом русофобия стала своеобразным видом государственной религии.

Фактор «украинского джихада»

Нынешнее правительство находится не только под сильным политическим прессом Запада, но также со стороны радикально-националистических сил, которые являются «прозападными» и русофобскими. Такие политические настроения в принципиальном плане очень импонируют в Вашингтоне и Брюсселе сторонникам политики экспансии. «Ультрас» никто серьезно ни разу не осудил, равно как и националистические эксцессы в странах Прибалтики, где значительная часть русскоязычного населения с момента распада Советского Союза, например, не имеет избирательных прав. Что, противники России, неважно, какого они цвета, являются официальными союзниками Запада? И здесь, вероятно, ничего не поделаешь - европейские ценности, похоже, не столь уж и важны, по сравнению с текущей политической конъюнктурой?

По оценкам некоторых экспертов, численность радикальных националистов на Украине в настоящее время составляет около 200 тысяч. Лишь немногие современные государства могут позволить себе иметь регулярные армии подобных размеров. Эти радикальные активисты очень хорошо организованы, идейно настроены на «фундаменталистский» лад и весьма склонны к использованию силы. Речь идет о своеобразной версии европейского «джихада». Они были движущей силой государственного переворота, и они остаются гарантами господства ультранационалистической политики в новой Украине, учитывая также, что в ходе военной операции на Востоке страны эти силы получили облегченный незаконный доступ к оружию. Это - важный аспект.

Фактор сопротивления

С другой стороны, значительная часть населения страны, прежде всего русскоязычные граждане, абсолютно не согласны с упомянутым дремучим ультраниационализмом (причем не только на Юго-Востоке, в «Новороссии»). Они готовы защищать свои ценности и себя самих от вооруженной агрессии политических оппонентов. Оружие они получили тем же способом, что и ультранационалисты: посредством разграбления оружейных складов, но также в качестве трофеев в ходе боев с верными правительству войсками. Отделение территорий эти активисты рассматривают в качестве болезненного, но все же решения, дающего гарантии безопасности для беспроблемного будущего в тех населенных пунктах, где они родились.

Следующий фактор в пользу отделения Востока страны - тесные экономические переплетения с Россией. Потенциальная экспансия Запада в рамках нового «расширения ЕС на Восток» обернулась бы для очень многих сотрудников индустриального сектора потерей рабочий мест и рынков сбыта с негативными социальными последствиями. Украинские продукты, разумеется, на Западе не нужны в условиях собственного перепроизводства. Дешевая рабочая сила для новых фирм, возможно, пригодилась бы, что, однако, для занятости населения в странах Евросоюза необязательно имело бы позитивный эффект. Кроме того, миллионы украинцев рискуют потерять места гастарбайтеров в России. Куда они вынуждены будут поехать, если Москва усилит давление на Киев? Это довольно понятно.

Где же выход?

Незадолго до путча в Киеве в феврале 2014 г. с помощью международных посредников была достигнута договоренность о создании правительства национального единства. Однако для радикальных националистов данная опция была не интересной и послужила лишь отвлекающим маневром. Хороший шанс спасти единство Украины был упущен. Прозападные националисты на деле не хотели никакого диалога с согражданами, думающими по-иному, а стремились к полному захвату власти во всей стране.

Значительная часть населения тем самым была напугана, особенно после того, как мирные демонстрации и другие акции пророссийских активистов были разгромлены с помощью ультранационалистических бригад боевиков. Случай с сожжением заживо активистов в Одессе, без сомнения, является варварским преступлением с серьезными и долгосрочными последствиями для территориального единства Украины. Новая власть на Украине не только пользовалась подобными «услугами» организованных банд националистов, но и задействовала полицейские и военные репрессии для преследований и наказаний несогласных.

Соответствующие народные восстания на Юге и Востоке Украины также приобрели вооруженные формы. Исключение составляет Крым, где расквартированные там военнослужащие, обеспечили безопасность народного голосования без единого выстрела. В Донбассе, вместо диалога, против восставших были применены военные самолеты, вертолеты, танки и тяжелая артиллерия, наряду с установками залпового огня и даже тактическими ракетами среднего радиуса действия. Экстремисты остаются таковыми не только в стенах парламента, но и в подавлении оппозиции радикальными средствами в населенных пунктах. По их мнению, уничтожение или выживание с территорий людей с иными взглядами является наилучшим решением конфликта интересов.

В этой связи, если имеется желание сохранить единство страны, необходимо подумать над осуждением причин развала страны, а именно - над отвратительными последствиями национализма. Для этого потребовалось бы не только внутренняя работа на Украине, но и однозначная и согласованная международная позиция. Когда высказываются в пользу территориального единства Ирака, Ливии или Сирии, международное сообщество едино во мнении: тамошние радикальные исламисты не имеют политического будущего, и их следует изолировать.
От радикальных националистов на Украине, в том числе в парламентских партиях, в правительстве (неважно, как они себя обозначают, пусть даже как «прозападные демократы») необходимо дистанцироваться, сделать их нерукопожатными, как поступили с нацистами после Второй мировой войны. Их роль в развязывании гражданской войны на Украине, организации преступлений против гражданского населения на Востоке страны абсолютно очевидна. «Денацификация» государственного аппарата Украины имеет смыл. Это позволило бы существенно улучшить климат в украинском обществе, значительно снизить уровень политической конфронтации и культурного противостояния.
Важно понимать, что влияние радикальных националистических элементов на политическое развитие на Украине осуществляется не только напрямую, но скрытно. Причем как в административных зданиях, так и с улиц и площадей. Зачастую оно также имеет место незаметно для общественности: посредством «вежливых» угроз в адрес конкретных лиц в управленческом аппарате, в СМИ, в адрес оппозиционных активистов, предпринимателей, деятелей культуры и т.д.
Во-вторых. Требуется немедленный взаимный отвод войск и боевых формирований с нынешней линии разграничения под контролем ОБСЕ. Несмотря на официальное прекращение огня согласно Минским договоренностям, в результате ежедневных артиллерийских обстрелов множатся многочисленные жертвы среди гражданского населения.

В-третьих. Киеву следует немедленно прекратить бесчеловечную экономическую и финансовую блокаду населения в восставших регионах. В частности, пенсионеры не понимают, за что киевские властители наказывают их? Киев хочет таким образом сэкономить за счет «своих», как он считает, граждан? Благодаря этой совершенно глупой политике санкций нынешний режим в Киеве не обретет ни понимания, ни «друзей» среди населения. Совсем наоборот: ожесточение и ускорение борьбы за отделение лишь усилятся.

В-четвертых. Стороны конфликта должны постепенно начать подлинный диалог о возможности федерализации страны и четких гарантиях русскоязычным гражданам Украины. Страна нуждается в новой конституции, которая учитывала бы все интересы, а не практически амбиции одной только группы. Запад должен оказать давление на Киев, так как до сих пор в этом вопросе новые власти вели себя незаинтересованно и непримиримо. Правительство национального единства в этом вязком националистическом болоте не имеет реальных перспектив.

Пятое. Четкий отказ киевского режима от русофобской риторики и политической практики, а также срочная нормализация отношений с Россией как важнейшим экономическим партнером Украины; однозначный отворот сторонникам членства страны в НАТО.

И шестое. Прекращение преследования политической оппозиции по всей стране, отказ от насильственной украинизации русскоязычных граждан, а также установление свободы прессы.

Если киевский режим не извлечет уроков из спровоцированной им гражданской войны, если он продолжит свои репрессии, то Украина будет обречена на продолжение процесса дальнейшего распада (не только территориального). Негативные последствия для украинских соседей, таких как ЕС и Россия вместе с Евразийским экономическим союзом будут однозначно гарантированы. США и Китай, будучи конкурентами сильной единой Европы без разделительных линий, от этого лишь выиграют.

«CONTRA-MAGAZIN», 21 декабря 2014 г.

Анна Грищенко (Харьков, Украина)

Источник: http://www.contra-magazin.com/2014/12/ist-es-noch-moeglich-den-zerfall-der-ukraine-zu-stoppen/

Украина, Австрия, Война, Грищенко, Власть, Хунта, ДНР

Previous post Next post
Up