Свежий улов

Mar 04, 2013 20:49

На днях раздобыл три любопытные книги.


Первая - это "Подвижной состав трамвая" Кутыловского и Федотова 1948 года издания. Это мощный 424-страничный том, который содержит описание конструкции трамваев тех лет.

В очередной раз убедился, что классификация трамвайных вагонов в те годы была еще очень приблизительной. Например, "Усть-Катавского завода с жесткой базой", "Московский на тележках Беккера", "г. Чикаго с жесткой базой". Это позже вагоны более-менее загонят в классификацию по типам и обозначат буквами "Ф", "БФ" и проч. Здесь же авторы разбирают конструкцию трамваев "вообще", описывая все разновидности оборудования, которые встречались тогда в СССР. Отдельно - как самый передовой к тому моменту вагон - разобран московский великолепный М-38. Да, если бы не война, советский трамвай был бы совсем другим.

Но самым ценным приобретением стали "труды постоянного бюро трамвайных съездов" - выпуски 1 и 2 (1923 и 1924 годы).
Книжки в мягкой обложке, отпечатаны тиражом 1000 экз., найти их крайне сложно, а стоят книги тех лет очень дорого.


Чем интересны эти находки?

Это натуральный памятник эпохе. Трамвай в начале 1920-х годов был невероятно важным видом городского транспорта. Ни автобуса, ни троллейбуса тогда еще не было, да и метро - тоже. Были извозчики, но они не решали задач массовых перевозок. Значимость трамвая была такова, что при Главном управлении коммунального хозяйства было создано "Постоянное бюро трамвайных съездов", которое стало центром обмена опытом эксплуатации и развития трамвая в Советской России. Ежегодно со всех трамвайных городов собирались специалисты, руководители и обсуждали актуальные вопросы электротранспорта. По оглавлению видно, какие материалы были злободневными в те годы. Тут и инженерные, и организационные, и эксплуатационные вопросы.

Приятно было увидеть в первом выпуске (1923 год!) несколько слов о Воронеже


Выпуск 1 (1923)




Выпуск 2 (1924 г.)


.
Previous post Next post
Up