Книга "Трамвай на улицах Киева"

Dec 28, 2011 22:20



Пока стихли митинговые страсти, продолжим читать книги.
Сегодня - долгожданная книга Дмитрия Ермака «Трамвай на улицах Киева».
Совсем недавно я уже писал про нее, и вот, наконец-то, я получил ее и внимательно просмотрел.






Вообще, книги из Украины у меня уже имелись и до этого. Самая старая - это маленькая книжка 1967 года «Первый в России», выпущенная киевским издательством «Будiвельник» к 75-летнему юбилею Киевского трамвая. Размером чуть больше открытки и толщиной 144 страницы, эта книжка, наверное, одна из самых скучных трамвайных книг с моих полок. Полное отсутствие статистики, минимум фотографий подвижного состава  и ориентация на современное состояние предприятия делают ее не слишком интересной. Но для той эпохи - уже хорошо, ведь подобной литературы тогда почти не издавали.




В прошлом году я обзавелся замечательной книгой К. Козлова и С. Машкевича «Киевский троллейбус». Это прекрасно изданное подробное исследование имеет лишь один серьезный недостаток: оно напечатано на украинском и английском языке. Это здорово мешает читать, хотя кажется, что вот-вот текст польется сам собой. При всем уважении к украинским товарищам, считаю, что здесь они совершили ошибку. Киев - это город, где русский и украинский языки соседствуют вместе, а, кроме того, эта книга очень интересна и читателям из России. Тем не менее, уровень издания - высочайший. Невероятная статистика (по каждому эксплуатировавшемуся троллейбусу!), история развития маршрутной сети без единого пробела, отличные чертежи, фотографии и схемы - вот то, за что авторам книги можно выразить глубокое уважение.




А в марте этого года я приобрел еще одну книгу об украинском электротранспорте. Это энциклопедический путеводитель «Электротранспорт Украины» - массивный 864-страничный том, собравший описания всех предприятий ГЭТ Украины. Авторы книги - Сергей Тархов, Константин Козлов и Ааре Оландер. Каждому городу посвящена одна глава, в которой кратко, но емко изложена история развития местного ГЭТ, приведены отличные схемы, а также сведения о маршрутной сети. В конце дается удивительно подробная статистика подвижного состава, протяженности линий и т.д. Фотографий немного, но они очень хорошо подобраны и качественно обработаны. В конце есть вкладка из несколько листов с цветными фотографиями трамваев и троллейбусов. Библиография дана отдельно по каждому городу и тоже очень подробно. Одним словом - чудо-справочник. Но без ложки дегтя не обходится - книга целиком на украинском языке.




И вот в моих руках «трамвай на улицах Киева» Дмитрия Ермака. Дмитрий, кстати, вычертил все чертежи для двух вышеперечисленных книг и могу заверить - они высочайшего качества. Ну, а теперь он стал автором книги, с чем его можно от всей души поздравить. Особенно я рад этой книге в связи с тем, что она целиком написана на русском языке, причем на очень приличном уровне.







По сути, рассматриваемая книга - это фотоальбом киевского трамвая, который по своему разнообразию и своей бурной истории способен соперничать с московским и ленинградским трамваем. Фотографиям отдана основная площадь страниц. Сразу скажу, что подбор фото очень неплохой. Предпочтение отдано общим планам, где раскрывается городской пейзаж с участием трамвая. Есть настолько удачные снимки, что не можешь оторваться от просмотра. К сожалению, не все фотографии идеально обработаны для печати. Выскажу мнение, что некоторые снимки получились некачественными.

Однако помимо фотографий и подписей к ним, в книге есть и отдельные текстовые вставки. Из них не получается цельного рассказа об истории предприятия, но формат книги и не предполагает этого. Все-таки - фотоальбом.

Форм-фактор книги необычный - квадрат 21х21 см. Отличный твердый переплет с уютным полукруглым корешком, прекрасная бумага, очень хороший современный дизайн. Особо порадовала обложка: на нее вынесен снимок 1944 года, где изображен вагон трамвая на площади Красных героев Перекопа. Само фото вообще замечательное, но в особенности порадовало то, что над лобовой частью изображенного вагона укреплен портрет И. В. Сталина. Получается, Верховный как бы смотрит на нас с обложки.

Очень интересно было увидеть в конце книги роскошную таблицу со статистикой инвентаря трамвая по всем типам вагонов (а их было очень много!), а также таблицу технических характеристик трамваев. Несомненно, внимательное отношение к цифре - это отличительная черта сегодняшних украинских книг по электротранспорту. И конечно, в книге Ермака не могло не оказаться красивых рисованных «боковиков» по нескольким типичным киевским вагонам разных эпох.

Есть и мелкие недоработки. Так, осталось непонятной таблица крупнейших трамвайных городов мира, где указана дата открытия трамвая в Москве 22.06.1972. Сколько ни пытался напрячь ум, ничего к этой дате привязать не получилось. Скорее всего, это просто опечатка.

Лично мне было очень интересно познакомиться с главой про трамваи-снегоочистители, выпускавшиеся в Киеве с 1925 года. Готовя свою книгу о воронежском электротранспорте, я узнал, что как раз такие вагоны поступали в Воронеж еще до войны. Теперь у меня есть хорошая фотография вагона этого типа и даже чертеж.

Хочется написать побольше про замечательную киевскую книгу - и про фуникулер, и про дореволюционные паровики, и про многое другое. Но не буду больше утомлять читателя подробными описания и призову всех, кто интересуется темой, не пропустить книгу и поскорей ее приобрести. Тираж - 1500 экз. В России, насколько мне известно, книга еще не появлялась (мне ее привезли из Киева и обошлась она примерно в 700 руб.).

Так что если будет шанс ее раздобыть - берите без колебаний.

Previous post Next post
Up