Отдых в Абхазии: плюсы и минусы

Aug 13, 2016 15:48

Грузинский паззл в моих путешествиях наконец-то сложился: сначала Южная Осетия, потом Грузия и вот теперь, в июле 2016, самая популярная заграница у наших соотечественников - непризнанная республика Абхазия.

Заезжали мы в «страну души» утром, ночь провели в машине недалеко от границы. Утром перешли границу на КПП «Псоу» за полчаса. Препятствий никто не чинил.

В п. Веселое на российско-абхазской границе

Знакомство с Абхазией началось… со взятки. Вплоть до въезда в страну мы так и не могли найти достоверную информацию, нужно ли покупать страховку на машину. Едва выехав с КПП, Игорь (водитель) увидел на левой стороне дороги будку с надписью «страховка» и на радостях ринулся к ней через сплошную. Естественно, такой маневр не остался незамеченным. То ли с возмущением, то ли с радостью возводя руки к небу, к нам направился гаишник. Отделались 1000 рублей, просил две. Решили не доводить дело до протокола, опасаясь лишения прав и проблем на выезде.

Через всю Абхазию от России до Грузии идет дорога около 150 км. «Трансабхазская» магистраль имеет по одной полосе движения в каждую сторону, асфальт. По дороге встречаются мемориалы в честь погибших в грузино-абхазской войне 1992-1993 г., и менее масштабные «мемориалы» для погибших автомобилистов. Придорожные памятники тут имеют особую стилистику и похожи на почтовые ящики, куда кладут цветы, еду и напитки в бутылках.

Мемориал героям Абхазии у моста через реку Гумиста на въезде в Сухум.

Очень много патриотических плакатов с портретами героев грузино-абхазского конфликта.

Пора, пора бы уже возродиться...

Герой Абхазии З. Зантария

первый президент Абхазии Владислав Ардзинба

Дмитрий Гулиа - известный абхазский писатель и поэт

Трасса очень оживлена вплоть до Сухуми, дальше довольно безлюдна. Основное количество отдыхающих сконцентрировано в Гаграх-Пицунде-Новом Афоне. По сравнению с курортами Краснодарского края, где все кишмя кишит туристами, народу очень мало.

Коровы, лошади и свинки - обычное явление на абхазских дорогах

Буки. Выглядят так же грозно, как и одноименный ЗРК

Остановка "ракушка" в Новом Афоне

Проезжаем Гагры

Такси заехало в яму

Рыбалка недалеко от поворота на озеро Рица. Ловят форель.

Река Бзыбь

На обочинах затаились гаишники. Повышенная активность последних отмечена с въезда в Краснодарский край.

Автопутешественнику стоит иметь ввиду, что на дорогах Абхазии отсутствуют дорожные указатели. Вернее, они есть, но написаны от руки/нарисованы/выложены из мозаики, так что можно и не заметить. Лучше не гонять, да и не разгонишься там особо - дорога идет через населенные пункты, а по пути встречаются лежачие полицейские в виде коров.

Здесь я узнала удивительную вещь: оказывается, коровы лежат на проезжей части не просто так, а потому, что порывами ветра от проезжающих машин с них сдувает мошек!

В Абхазии любят (вернее, любили) мозаику. Ею декорируют автобусные остановки, стены зданий, дорожные указатели.

В Гудауте мы остановились, чтобы сфотографировать старый вокзал. Пока я выбирала ракурс, из придорожных кустов выбрался бездомный щенок и, пошатываясь от слабости, побрел ко мне. Очень симпатичный щеночек, что-то типа спаниеля, покорно сел рядом, глядя на меня с отчаянием и надеждой. Пройти мимо него было невозможно. Мы с Игорем побежали в ближайший магазин за сметаной. Я уже продумывала, как бы уговорить водителя взять щенка с собой - а что, совсем маленький, поместился бы и в машину, и в общаговскую комнату...  Мы вернулись минут через 5, но спасать было уже некого - несчастного малыша переехала машина.
Черт, жалко до слез было.
Сметана, кстати, оказалась просроченной.

Абхазия - страна победившей платной парковки. В роли паркоматов выступают мужики, принимающие плату в районе 50 рублей. Первый раз с парковщиками мы столкнулись в Новом Афоне. Городок стоит у моря, а сам монастырь - на горе. Перед подъемом поставили машину на парковке за 50 р. «Отсюда до монастыря - пару км в гору. Можно и дальше проехать, но для этого надо купить пропуск, какой хотите, от 400 до 700 рублей», - предложил парковщик. Интересно, куда могут въехать обладатели самого дорогого пропуска?

Перед воротами монастыря - столпотворение и ажиотаж. Один издерганный священнослужитель пытается контролировать два встречных потока людей, отлавливает мужиков в шортах и женщин в коротких юбках и без платков. Порядок такой: платок и юбку (для мужиков в шортах - тоже) нужно взять у тех, кто уже возвращается из храма.

Торговля у монастыря

Недалеко от монастыря - искусственный водопад, с 1902 до 1935 г. - Псырцхинская ГЭС, а теперь - увеселительное место с кафешками и сувенирами. А еще в Новом Афоне есть дача Сталина.

С архитектурой дело обстоит очень печально. Все вокзалы, которые мы проезжали по пути (в Гудауте, Гаграх, Сухуме) представляют собой прекрасные образцы сталинской архитектуры, но сейчас они в запустении, медленно разрушаются, и до них никому нет дела. Хотя вокзал мог бы служить украшением города.

Железнодорожный вокзал в Сухуме

Это, если не ошибаюсь, в Гаграх

Рядом с частными домами стоят вот такие баки для воды.

Мобильная связь. В Абхазии два сотовых оператора - А-Мобайл и Аквафон. НОРМАЛЬНОГО ИНТЕРНЕТА НЕТ. Несколько лет назад мой коллега, отдыхая в Гаграх, решил зайти в интернет со своей мтсовской симки «проверить почту» и попал на 2500 р. Памятуя об этом инциденте, мы решили сразу же приобрести местную симку. Хозяева хостела посоветовали взять А-Мобайл. Симки продаются в любом магазинчике, без документов. Взяли обычный тариф за 250 р. На вопрос о специальном интернетном тарифе продавщица сказала, что все они одинаковые, и нужные опции можно будет настроить через мобильного помощника. Потом выяснилось, что наш тариф подходит только для звонков, и мы перевели еще столько же для недельного пакета в 1 ГБ. Решили, что будем сидеть с этой симки вдвоем, фотографии и тем более фильмы смотреть не будем - всяко уж хватит на 4 дня... Интернет закончился через сутки. А деньги на звонки по Абхазии и 10 мин. по России остались, так что перед выездом я сделала несколько звонков в Россию.

Поселились мы в уникальном месте под названием «Йога Хостел» в нескольких км от Сухуми в сторону Грузии. Поворот легко пропустить, вот надпись на автобусной остановке - поселок Мясниково. Дальше - 5 км по крутой дороге в гору. Дорогу осилит не всякая машина, пузотеркам там придется нелегко, да и наш паркетник справился не без труда.

Хостел поначалу нас разочаровал, и не столько непритязательным бытом, сколько дорогой. Обычно люди на курорте стремятся взять жилье поближе к морю, а мы - километрах в 10, и не по ровной дороге, а в настоящих ебенях! Но вскоре наше разочарование утихло и сменилось восторгом. Никаких тебе шумных соседей, детей, теток, пьяных быдло-туристов и шансона!

Складывается ощущение, что туризм в Абхазии полностью находится в руках частников, правительство никак не вмешивается в этот процесс. Люди выживают как могут - торгуют дарами природы, сдают свои домики туристам, зарабатывают на платной парковке - а административного регулирования не видно совсем. Как нам рассказали в Мясниково, местные жители живут очень даже неплохо, покупают дорогие машины, но не будут же обычные люди вкладываться в ремонт дорог или реставрацию старинного вокзала?

Едем к хостелу за хозяевами

Вокруг хостела - фруктовые сады

До моря - около 10 км

Этот хостел называют "Дом художников"

Общая кухня

Соседки смастерили веганские конфеты из фиников, орехов и еще чего-то

Интерьер немного напоминает келью:) Окна на ночь надо закрывать - комары залетают

Йога хостел, также известный как дом художников, расположен в горах, в окружении садов, в которых летом можно невозбранно собирать яблоки, груши и инжир, а поздней осенью и зимой - хурму и мандарины. Здесь мы познакомились с замечательным семейством с Сахалина. Девочки живут здесь уже почти год, а приехали прошлой осенью «на мандарины». Новые знакомые заразили нас своими рассказами, и теперь мы тоже собираемся праздновать новый год не у елки, а под мандариновым деревом.

Мясниково - армянский поселок. Местные жители разводят коров и коз, выращивают фрукты, занимаются пчеловодством, и плоды их труда можно купить. У сельчан мы приобрели молоко (полторашка - 100 р), сыр (1 кг - 400 р) и творог. Можно было еще купить яиц и меда. Все оказалось очень вкусным. Вот где надо покупать молочные продукты, а уж никак не в магазине. А еще Мясниково оправдывает свое название отличным шашлыком, который готовят в здешней кафешке.

У мясниковского "супермаркета" кипит жизнь. В самом магазине есть столики, как в кафе - популярное место у желающих выпить пивка.

Самое главное преимущество хостела заключается в его основном недостатке - удаленном расположении. Почти каждый встречный в Абхазии предупреждал нас о возможных неприятностях - мол, автомобиль могут ограбить среди бела дня, причем не просто вскрыть и забрать вещи, но и «покалечить». Здесь же вероятность такого сценария стремится к нулю. Отношения между жителями поселка очень доверительные.

Границу в обратную сторону мы переходили дольше, около 1,5 часов, попали в большую шумную очередь с уставшими пенсионерами и маленькими детьми.

Что тянет в Абхазию туристов-матрасников - я не понимаю. Даже если не брать в расчет дальнюю заграницу, курорты Краснодарского края гораздо более благоустроены, цены в Абхазии (в курортных местах) выше, плюс риск быть ограбленным и сложности с оказанием медпомощи. Воспользоваться российским страховым полисом тут не получится, и за любую медпомощь придется платить.

Значительную часть абхазских курортников составляют невыездные силовики и госслужащие. Как выразился мой знакомый, отдыхавший этим летом с семьей в Гаграх именно по этой причине, "с Турцией не сравнить ни по ценам, ни по качеству, но и в Абхазии можно отдохнуть, если не замечать недстатков". При всем желании, полностью абстрагироваться от окружающей действительности не получится, да и зачем?

В целом Абхазия мне понравилась, но не как место для пляжного отдыха. Апсны - это для тех, кто хочет просыпаться высоко в горах, собирать фрукты в собственном саду, ездить по удаленным деревням, исследовать разрушенные войной города, купаться в горячих источниках - то есть для самостоятельных путешественников.