План такой - доехать к ночи до Нордкаппа, погулять там и заночевать в машине где-нибудь поблизости, а следующую ночь провести уже в Никеле. Расстояние от границы до мыса - около 560 км. Скорость небольшая, т.к. дорога - серпантин. Туда едем по основной трассе E6, обратно - по параллельной ей второстепенной дороге R98, идущей ближе к береговой линии. Трасса раздваивается у н.п. Tana Bru. Второстепенная уходит направо, мы едем прямо.
Трасса, хоть и с хорошим асфальтом, довольно сложная и опасная. Основные опасности северонорвежских дорог: 1) извилистые 2) очень узкие 3) олени.
Знаки, предупреждающие о возможности появления парнокопытных на проезжей части, встречаются раз в 10 минут, а то и чаще. Предостережение совсем не лишнее - животные, сливаясь своей серой шкурой с окружающим блеклым пейзажем, могут оказаться под колесами совершенно неожиданно. Мы едва увернулись от столкновения, когда олень выпрыгнул на дорогу из-под крутого откоса. Но такой маневр с выездом на встречку не всегда возможен. На одном из крутых поворотов, выезжая из-за скалы, мы увидели, как встречная фура плавно перестраивается на нашу полосу и едет прямо на нас! А уходить-то и некуда, справа - скала. Прижались вправо, сколько могли (а если бы там был олень?), к счастью, фуровод вернулся на свою полосу. Зазевался или хотел срезать угол? Так или иначе, водителю нужно быть оооочень осторожным, особенно на слепых поворотах.
Как нам рассказала знакомая из Никеля, ДТП с животными здесь караются весьма сурово. Автовладельца, сбившего оленя или лося, ждет большой штраф, если только он не заручится показателями свидетелей и видеорегистратора, которые докажут, что животное само пошло на таран транспортного средства.
Странное дело. Олени ведут себя совершенно нелогично - тупоголово прут под колеса мчащегося автомобиля, но, стоит притормозить и высунуться из окна с фотоаппаратом, дают деру.
Каждая третья машина на трассе - трейлер или фургон. Путешествуют как норвежцы, так и другие представители Евросоюза. А вот российские номера 51rus встречались лишь пару раз.
По пути на Нордкапп заехали в местечко Trollholmsund. С трассы это будет поворот направо, к морю - ехать примерно 5 км, потом от стоянки примерно 1 км пешком, по тропе.
Доломитовые тролли
Трололо!
Чем ближе к северной оконечности Европы, тем выше в горы и холоднее. С обеих сторон дороги лежат покрытые снегом горы, похожие не то на касаток, не то на холмогорских коров.
Все уже в курсе, наверно, что Нордкапп присвоил себе статус самой северной точки Европы, тогда как по праву это титул носит мыс Кнившелльодден, который на 1,5 км дальше. Но до него топать пешком по тропе 8 км, поэтому большинство туристов ограничиваются раскрученными легкодоступным Нордкаппом.
Садки для разведения рыбы?
Еще о дорожных особенностях: в Finnmark, самой северной области королевства (здешние области называются фюльке), платных дорог нет. По дороге к Нордкаппу нужно проехать 5 или 6 тоннелей. Самый длинный из них, Nordkapptunnelen длиной почти 7 км, соединяет остров Магерёйся, на котором собственно и находится знаменитый мыс, с материком. До 2012 года тоннель был платным - около 200 крон в одну сторону. Потом он окупился и плату отменили.
Бесплатность тоннеля компенсируется платой за проезд к самому мысу и созданной там развлекательной инфраструктурой. Подъезд к Нордкаппу перегорожен шлагбаумом. Билет - 245 NOK за каждого человека в машине (детям 85 NOK). Пешком и на экологических видах транспорта (велосипед, самокат и т.д.) - бесплатно. А вот оставить тачку перед КПП и проследовать дальше пешком не получится - автостоянка есть только после шлагбаума, припарковать машину до нее нереально, т.к. дорога очень крутая и узкая. Ну либо оставлять машину в деревне Skarsvag, что в 15 км от мыса (от основной трассы до деревни 3 км), и дальше топать пешком.
Но! КПП, как и музей, ресторан и туристический центр, работает не круглосуточно, поэтому в нерабочее время можно свободно проехать на стоянку, вдоволь нагуляться и нафоткаться, попить чаю из термоса и ехать назад, что мы, собственно, и сделали. Нужно учитывать, что время работы меняется в зависимости от времени года. Чем «летнее», тем дольше время работы.
Музей
Нордкапп, соответствуя своему статусу, продувается всеми ветрами. Но, несмотря на холод и поздний час, народу полно. Некоторые отважные ребята, судя по большим рюкзакам - автостопщики, даже разместились рядом с обрывом на ночевку в спальниках!
Абсолютно никаких минусов у позднего посещения мыса в летнее время года (а в середине мая там уже начинается полярный день) нет - наоборот, можно красиво поснимать солнышко прямо в глобусе из металлической арматуры - символе Нордкаппа.
Впервые побывала в это время года в Заполярье. Полярный день - это не белые ночи, это круче.