Публичные заявления непубличных политиков

Feb 27, 2015 16:44



Не прошло и двух дней, как Владимир Маркин, главный по взаимодействию Следственного комитета со СМИ заявил, что "Следственный комитет действует строго вне публичной политики", а политические заявления СК уже трижды стали поводом широкого публичного обсуждения.


     Собственно, начало положил сам Маркин, сразу после слов о "действиях вне публичной политики" начавший жестко критиковать чиновников такого высокого ранга, что вряд ли удастся записать их в "не политики", а высказывания счесть "не политическими".


"В управлении экономикой и социальной сферой пока наблюдается дефицит кадров, понимающих важность укрепления правового порядка."
    "Когда главе государства вместо решения глобальных стратегических задач приходится давать нагоняи вице-премьерам за отмену электричек - это нонсенс."
    "Хватит уже иллюстрировать басни дедушки Крылова новостями и лицами из правительства."

Но дело этим не ограничилось. Вчера на заседании по итогам работы СК за 2014 год выступил Александр Бастрыкин, начальник Маркина и руководитель СК.


Помимо многих слов о результатах работы и планах по увеличению эффективности Бастрыкин сделал два заявления, которые тут же стали заголовками новостей многих информагентств, хотя некоторые моменты в новостях и были упущены.

Первое заявление содержало неприкрытые обвинения в адрес руководства ЦБ и их подельников из частных финансовых структур, утверждение о недооцененности рубля в текущей ситуации и предложение о введении мягкого валютного регулирования.

[Spoiler (click to open)]"Девальвация российского рубля проведена по крайне жесткому и болезненному для национальной экономики сценарию. Те последствия, которые она повлекла, дают  основания не только для экономической, но и, возможно, правовой оценки предпринятых мер монетарной политики, а также поведению отдельных крупных игроков валютного рынка, которые в условиях очевидных рисков действовали подозрительно «четко», извлекая огромную выгоду.

И даже несмотря на замечания Президента Российской Федерации о том, что нет экономических предпосылок для дальнейшего спада национальной валюты, должные меры не последовали, и курс рубля продолжал существенно снижаться. В связи с этим возникает вопрос, а не было ли здесь так называемой контролируемой девальвации в интересах отдельных участников?

Если это так, то подобные действия могут быть квалифицированы как манипулирование валютным рынком и неправомерное использование инсайдерской информации.

Да и в настоящее время курс нацвалюты (63-65 рублей за доллар) значительно превышает реальный рыночный. По данным  Минэкономразвития, а также многих экспертов, есть все предпосылки для его коррекции на уровне 40-45 рублей за доллар. Следует разобраться, не является ли подобный курс продолжением спекулятивного манипулирования рублем в целях дальнейшего извлечения выгоды на курсовых колебаниях нацвалюты.

Подобная жесткая и глубокая девальвация, а также ее негативные последствия, дали повод американскому Президенту в выступлении перед Конгрессом США сказать, что российская экономика «разорвана в клочья». А кроме того, эти события формально взяты за основу при снижении до мусорного суверенного рейтинга России международными рейтинговыми агентствами, которые кормятся с руки Уолл-стритт.

И хотя все отлично понимают, что фактических оснований для этого не было, даже исходя из платёжного баланса России и беспрецедентно низкого внешнего долга, правильно проведенная девальвация не дала бы даже и такого надуманного повода для предвзятых выводов и снижения  рейтинга  России.

В целях защиты рубля можно было бы предложить  рассмотреть вопрос о так называемом мягком ограничении рыночного курсообразования, так как нацвалюты, которые не являются валютами международных расчетов, более уязвимы для внешнего негативного воздействия. Именно поэтому страны, эмитирующие такие валюты, принимают меры в целях их защиты, вплоть до введения высокого налога с продаж иностранной валюты или даже полного запрета ее реализации неэкспортерам. В России же, как представляется, на данном этапе можно было бы ограничить простор для спекуляций валютой, например, определив максимальный размер маржи для таких операций, а также ввести обязательную продажу части валютной выручки экспортёрами, установив жесткую ответственность за нарушение этих требований, вплоть до уголовной. Правильное решение данного вопроса имеет важное социальное значение."


Чуть отвлекшись на тему уголовных преступлений, Бастрыкин сделал второе, не менее громкое заявление. Он заявил, что в 90-х законодательство РФ деформировалось в угоду вхождению в Запад и в ущерб суверенитету. И что закрепленное в Конституции верховенство международного права работатет против интересов России и его можно расценивать как диверсию, которую необходимо устранить.

[Spoiler (click to open)]По данным Администрации Президента Российской Федерации, Следственный комитет наиболее активен в законодательном поле. У нас действительно установились тесные контакты с профильными комитетами Государственной Думы и Совета Федерации, Государственно-правовым управлением Администрации Президента Российской Федерации, правовыми подразделениями силовых ведомств. Общими усилиями мы стараемся исправить те деформации российского законодательства, которые произошли в 90-х годах в результате перестройки нашего общества на западный манер и ограничили суверенитет национального права.

Так, из отечественного уголовного судопроизводства был исключен основополагающий принцип (в том числе и для суда) полного, всестороннего и объективного исследования обстоятельств уголовного дела, то есть установления объективной истины. Это отрицательно сказалось на качестве правосудия, доверии граждан к его справедливости, поскольку судья стал заложником спорящих сторон вместо того, чтобы разрешить уголовное дело по своему внутреннему убеждению.

Более того, в Конституции Российской Федерации оказалось положение о безусловном приоритете норм международного права над национальным законодательством (этот принцип также включен и  в Уголовно-процессуальный кодекс России), тогда как в других государствах действуют более гибкие механизмы. И практика показывает (особенно международные события последнего времени), что указанное положение работает против интересов России, умело используется западными оппонентами.

Представляется, что устранение в нашем законодательстве этих, образно говоря, диверсий правового регулирования укрепит независимость  Российской Федерации в правовой сфере, вернет его к лучшим традициям отечественного судопроизводства.


Таким образом, СК за 2 дня успел покуситься на 3 неприкосновенные ценности российской либеральной (и не только) элиты:
  1. Полное отсутствие ответственности за результаты своих действий.
  2. Свободное трансграничное движение капитала.
  3. Верховенство международного права.
  Одно дело, когда об этом постоянно зудят разные маргинальные патриотические экономисты и политики или всем надоевший советник президента Глазьев. Другое дело, когда на эту тему начинают высказываться первые лица Следственного комитета. Да, инициативы СК пока официально не поддержаны президентом. Но у меня, почему-то, начинают всплывать ассоциации с опричниной и ВЧК. К чему бы это?

Политическая война

Previous post Next post
Up