Вперёд! В отрыв! От реальности. Прогноз Stratfor на 2015-2025. США.

Feb 26, 2015 23:00



Предлагаю собственный перевод ещё одного фрагмента прогноза Stratfor на период с 2015 по 2025, рассматривающего США. Хоть и называется про США, но и касательно России там очень много любопытного.


Соединенные Штаты
 Соединенные Штаты по-прежнему составляют более 22 процентов мировой экономики. Они по-прежнему доминируют на мировых океанах и обладают единственными в мире значительными межконтинентальными военными силами. С 1880 года они непрерывно расширяли экономику и мощь. Даже Великая депрессия в ретроспективе является незначительным всплеском. Это расширение могущества находится в центре международной системы, и наш прогноз, что оно будет продолжаться прежними темпами.

Самое главное преимущество Соединенных Штатов - это их изолированность. Они экспортируют только 9 процентов своего ВВП и около 40 процентов из них идет в Канаду и Мексику. Лишь около 5 процентов ВВП подвержены капризам мирового потребления. Таким образом, в то время как неопределенности Европы, России и Китая растут, даже если Соединенные Штаты потеряют половину своего экспорта - необычайно много - это не будет нерешаемой проблемой.

Соединенные Штаты также изолированы от импортных ограничений. В отличие от 1973 года, когда арабское нефтяное эмбарго массово подрывало экономику США, Соединенные Штаты стали значительным производителем энергии. Хотя им надо импортировать некоторые минералы из-за пределов NAFTA, и они предпочитают импортировать некоторые промышленные товары, они могут легко обойтись без них. Это тем вернее, чем  больше растет промышленное производство в Соединенных Штатах и Мексике в ответ на увеличение расходов в Китае и других странах.


Американцы также извлекли пользу из глобальных кризисов. Соединенные Штаты являются убежищем для мирового капитала и в то время как утечка капитала овладела Китаем, Европой и Россией  деньги текли в Соединенные Штаты, снижая процентные ставки и поддерживая фондовые рынки. Поэтому, хотя и существует воздействие европейского банковского кризиса, оно далеко не столь значительное, как могло бы быть десять лет назад, и приток капитала уравновешивает его воздействие. Что касается многолетних опасений, что Китай выведет свои деньги из американских рынков, то это будет в любом случае происходить медленно, так как рост Китая замедляется, а внутренние инвестиции увеличиваются. Но стремительный вывод невозможен. Некуда больше вкладывать деньги. Конечно следующее десятилетие продемонстрирует колебания роста американской экономики и рынков, но Соединенные Штаты остаются стабильной основой международной системы.

В то же время, американцы стали меньше зависеть от этой системы и столкнулись со многими трудностями в управлении - и, в частности, в умиротворении - этой системы. В следующем десятилетии Соединенные Штаты станут более избирательными в принятии на себя политической ответственности и даже более избирательными в военных интервенциях.

В течение столетия, Соединенные Штаты были обеспокоены появлением гегемона в Европе и, в частности либо союзом между Германией и Россией либо завоеванием одного другим. Это сочетание, более чем любое другое, может быть в состоянии собрать силы - между немецким капиталом и технологией и русскими ресурсами и рабочей силой - способные угрожать американским интересам. Таким образом, в Первой мировой войне, Второй мировой войне и Холодной войне, Соединенные Штаты способствовали предотвращению этого.

В мировые войны США включались с запозданием  и, хотя понесли меньше жертв, чем другие страны, тем не менее, пострадали больше, чем это было удобно для них. В холодной войне Соединенные Штаты вмешались рано и, по крайней мере в Европе, не было никаких жертв. Исходя из этого, Соединенные Штаты имеют основной политический императив, который исполняется почти автоматически: как только возникает потенциальный европейский гегемон Соединенные Штаты реагируют быстро, как во время холодной войны,  создавая альянсы и прилагая достаточную силу,  главным образом в  оборонительные позиции.


Это происходит сейчас против России. Хотя мы прогнозируем упадок России, Россия представляет опасность в краткосрочной перспективе, особенно будучи экономически загнанной в угол. Кроме того, что бы мы не прогнозировали, Соединенные Штаты не могут быть уверены, что Россия придёт в упадок и в самом деле, если она запустит успешную экспансионистскую политику (политически, экономически или военным образом), она может  избежать упадка. Таким образом, Соединенные Штаты будут принимать меры в соответствии с их императивом. Они будут пытаться построить систему альянса за пределами НАТО, от Прибалтики до Болгарии, охватывая столько народов, сколько это возможно. Они будут пытаться привлечь Турцию в альянс и расширить его до Азербайджана. Они будут прилагать силы, пропорциональные угрозам, в этих странах.


Это будет основной акцент в начале десятилетия. Во второй части, Вашингтон будет сфокусирован на попытках убедиться, что упадок России не приведет к ядерной катастрофе. Соединенные Штаты не будут участвовать в попытках решить проблемы Европы, они не будут воевать с Китаем, и их участие на Ближнем Востоке будет минимальным. Они будут проводить глобальные операции по борьбе с терроризмом, но будут делать это с полным осознанием, что эти операции будут лишь частично эффективны, в лучшем случае.

У американцев возникнет новая проблема. Соединенные Штаты развиваются по 50-летним циклам, которые заканчиваются значительными экономическими или социальными проблемами. Один цикл начался в 1932 году с избранием Франклина Рузвельта и закончился с президентством Джимми Картера. Он начался с необходимости восстановить спрос на продукцию неработающих заводов и закончился громадным чрезмерным потреблением, недофинансированностью и двузначной инфляцией и безработицей. Президентство Рональда Рейгана заложило основу для реструктуризации американской промышленности через изменение налогового кодекса и смещение фокуса с городского промышленного рабочего на профессионала из пригорода и предпринимателя.

Мы в настоящее время на дистанции около 15 лет от конца этого цикла, и следующий кризис будет ощущаться во второй половине следующего десятилетия. Это уже видно. Это кризис среднего класса. Проблема не в неравенстве. Проблема в способности среднего класса жить жизнью среднего класса. В настоящее время медианный доход домохозяйств в Соединенных Штатах составляет около $ 50000. В зависимости от штата в котором вы живете это на самом деле около $ 40 000. Это позволяет буквальному середняку купить скромный дом и жить бережливо за пределами крупных мегаполисов. Для нижней части среднего класса, 25-го процентиля, это почти невозможно.


Есть две причины. Одной из них является повышение количества семей с одним родителем. Иметь два домохозяйства - в два раза дороже. Другая проблема заключается в том, что одни и те же стимулы, которые привели к столь необходимой реорганизации американской корпорации и значительному повышению  производительности,  также ограничили гарантии занятости и доход среднего класса. Это ещё не политический кризис. Он станет таким к концу следующего десятилетия, но на него не будут реагировать до выборов 2028 и 2032. Это обычный циклический кризис, но болезненный тем не менее.

Общие замечания   Нет десятилетий без боли и даже в самые совершенные из времен есть страдание. Кризисы, которые мы ожидаем в следующем десятилетии далеки от того худшего, что мы видели в прошлом веке, и они ничуть не хуже, чем те, что мы увидим в следующем. Всегда ожидается, что то, что мы теперь знаем как реальность будет определять будущее. Существует также убеждение, что наша теперешняя боль является самой исключительной из тех, что была когда-либо. Это просто самолюбование. То что мы имеем теперь всегда будет меняться - как правило, раньше, чем мы считаем это возможным. Боли, которые мы испытываем сейчас просто нормальные боли человеческого бытия. Это не комфорт, а реальность, и именно в этом контексте нужно читать этот десятилетний прогноз.

По моему скромному мнению, авторы прогноза ничего не смыслят в экономике (еретиков там на работу не берут), а ворочают штампами из либерального религиозного учения Economics. Тем лучше для нас.

Игра

Previous post Next post
Up