ИНКВИЗИЦИЯ - КАРАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН? ДА БРОСЬТЕ ВЫ ЭТИХ ГЛУПОСТЕЙ. Часть четвёртая.

Dec 08, 2021 12:33

Ещё один политический процесс под личиной инквизиционности - над Томазо Кампанеллой. Ему четырежды предъявлялись различные обвинения, и однажды он всё-таки был признан виновным в ереси. Кампанелла отрёкся от своих заблуждений и, как и положено, получил свободу. Однако всё это были случаи с Римской Инквизицией. Пятый раз он столкнулся со Священным Трибуналом, т.е. с Испанской Инквизицией.

Южная Италия тогда была под испанским владычеством, и Томазо возглавил заговор за освобождение своей родины. Заговор был раскрыт, и Кампанелла с единомышленниками попал за решётку. Испанские власти, как это было у них принято, начали вешать на политического заключённого обвинения в ереси. Так в Испании делалось с 1478 года. Тогда католические короли, Фердинанд Арагонский и Изабелла Кастильская, создали свою знаменитую Испанскую Инквизицию. Фишка состояла в том, что к католической церкви эта структура по сути не имела никакого отношения. Во главе её стоял Великий Инквизитор (именно «инквизитор», а не «цензор деи», как в классической средневековой инквизиции), который назначался вовсе не папой, а испанскими монархами. При Великом Инквизиторе существовала «Супрема» - высший совет инквизиции, члены которого подбирались Великим Инквизитором и утверждались опять же монархами. Супрема вместе с Великим Инквизитором создавали инквизиционные структуры на местах и назначали местных инквизиторов. Вся эта организация существовала на государственные деньги, и весь штат получал жалование из бюджета.
Узнаёте? Обыкновенная НКВД или Гестапо. Кому как нравится. Государственный политический сыск. Разница была лишь в том, что НКВД придумывала своим жертвам обвинения в шпионаже или вредительстве, а Испанская Инквизиция лепила им предъявы в ереси.
Римская курия не имела никакого влияния на эту организацию, хотя папские буллы и соборные постановления никто не отменял, и формально испанская тайная канцелярия действовала в соответствии с ними. Но плевала она на церковные постановления, если ей очень нужно было кого-то обнулить. Случай с Кампанеллой нам это проиллюстрирует. Итак.

В силу того, что события происходили на территории, подконтрольной Испании, там действовала вовсе не мягкотелая Римская Инквизиция, та, что семь лет уговаривала Джордано Бруно, а та самая Испанская Инквизиция. И ситуация для неё была сверхудобной: Кампанелла однажды уже признавался виновным в ереси. Задача казалась несложной: нужно вырвать у обвиняемого признание в ереси. А поскольку для арестанта это будет уже рецидив, то «закоренелый еретик» отправляется прямиком на костёр.

Нужно отдать должное Папскому Престолу: Его Святейшество попытался взять Томазо под свою защиту: папа затребовал еретика в Рим на свой папский суд. Формальные основания для этого у него были: сам Кампанелла и ещё семь его подельников были доминиканскими монахами, и папа являлся для них сувереном. Да не тут-то было: испанскому монарху было глубоко начхать на требования папы. К тому времени испанская держава была самым большим государством в мире. Над владениями испанского суверена «никогда не заходило солнце» (с). Так выразился испанский король Филипп II. Поэтому испанские власти вежливо отправили папу в далёкое сексуальное путешествие. Однако Великий Понтифик не сдавался: он назначил судьями на процессе трёх своих представителей, которые должны были сделать всё возможное для Кампанеллы. Но, как мы увидим, они оказались бессильны.
Испанцы знали своё дело: они провели допрос под пыткой! Это было грубейшим нарушением всех церковных канонов. Пытка была разрешена папской буллой ещё в 1252 году, но была обставлена массой ограничений, по сути, делавшей её бесполезной. Пытка применялась тогда в светском уголовном производстве, поэтому Святой Престол взялся регулировать её применение в инквизиционных процессах. По сути, папа вмешался, чтобы запретить её. Хитро, не правда ли: разрешил, чтобы запретить. Благодаря этому «разрешению» в инквизиционной практике пытка практически не применялась. Какие же новшества ввёл великий понтифик?
Например, на применение пытки нужно было получить разрешение местного епископа, а мы уже знаем, что епископы совсем не хотели ссориться со своей паствой.
Затем инквизитор должен был обратиться к светской власти: во-первых, за разрешением, а во-вторых, за палачом и… вообще за всем, что для этого нужно. Мы с вами уже знаем, что инквизитор был обыкновенным монахом, и ничего подобного у него не было.
Кроме того, пытка могла примениться только один раз и продолжаться могла не более получаса. На применение повторной пытки нужно было специальное разрешение либо лично папы, либо его легата.
Во время пытки ни в коем случае нельзя было задавать вопросов! Этот пункт испанские палачи тоже нарушили. Допрашивать можно было только на следующий день.
И наконец, если даже удавалось получить обличающие еретика показания, на суде обвиняемый мог отказаться от них, как полученных под пыткой, и в этом случае суд не имел права их учитывать (этим испанцы тоже пренебрегли). Именно поэтому практика очень быстро продемонстрировала неэффективность этого инструмента, и пытка практически вышла из употребления. А Кампанелле возможность отказа от своих показаний предоставлена не была…

В Испанской НеИнквизиции (именно так) всё было совсем по-другому. Здесь инквизиторам не нужно было спрашивать каких-либо разрешений, да и палач с пыточной камерой всегда были под рукой… В нарушение всех законодательных норм, если верить Кампанелле, он 40 часов висел на дыбе.
Видимо, Томазо не был готов к такому повороту событий, и под пыткой оговорил себя: он признался в ереси. К следующему этапу борьбы за жизнь Кампанелла уже будет готов: сейчас ему грозило аутодафе, и он пускается на хитрость: начинает изображать сумасшедшего. Теперь проблемы появились у инквизиторов: они не могли казнить сумасшедшего, поскольку, по представлениям того времени, проклятие с его души перейдёт на палача. Теперь им надо было доказать, что осуждённый - не сумасшедший. Тогда эти живодёры начали вторую серию пыток. И использовали гораздо более тяжёлые и изощрённые методы. Но на этот раз Кампанелла выдержал все испытания. Его не смогли отправить на костёр, но приговорили к пожизненному заключению, что также было незаконным.
В общей сложности он проведёт в испанской тюрьме 27 лет, не считая предыдущих мелких прегрешений: я уже говорил, что перед этим он четырежды привлекался к суду. Его выпустят в 1626 году под давлением папы Урбана VIII. Сила духа Томазо Кампанеллы вошла в историю.

Как видим, даже в вопросах пыток инквизиция основательно оболгана. Испанская Инквизиция - не показатель. Она - вообще не инквизиция. Но и она была оболгана.
Все, кто читал роман Лиона Фейхтвангера «Гойя», вынесли из него подсознательный ужас перед Испанской Инквизицией. Она там ни разу не фигурирует за исключением короткого появления сотрудника инквизиции в мастерской главного героя. И тем не менее, она незримо присутствует. Страх перед Священным Трибуналом не покидает страниц романа от начала и до самого конца. В одной из глав автор приводит цифры жертв инквизиции. Я не могу воспроизвести их в точности, помню только, что там фигурировало число один миллион. То ли это количество всех жертв инквизиции, то ли она касалась только осуждённых на смерть… В любом случае цифра ужасная. И, скорее всего… ЛОЖНАЯ.
Первым историком Испанской Инквизиции стал Антонио Лёренте. Сам в прошлом - сотрудник этого трибунала, после её упразднения Наполеоном он получил доступ к архивам и потряс общество ужасающими результатами своих исследований: 341 тысяча жертв, из которых сожжено 31 тысяча человек. Современные историки чешут в затылке, поскольку не понимают, откуда он взял эти цифры. К тому же, далеко не все инквизиционные архивы сохранились…
Более поздние исследователи сократили число приговорённых к смерти до 15 тысяч, а современные склонны остановиться на цифре 7 тысяч человек.
С этих позиций «миллион жертв инквизиции» Фейхтвангера выглядят довольно забавно.

И где здесь страшный карательный орган? Напомню, Испанская Инквизиция просуществовала с небольшими перерывами 356 лет. И уничтожила 7 000 еретиков? При этом нужно учитывать, что инквизиция в Испании была политическим органом, и об уничтожении еретиков можно говорить с большой долей условности. Главным объектом её преследований была политическая оппозиция центральной власти. А если сделать эту существенную оговорку, то цифра 7000 человек за три с половиной столетия кажется вовсе несерьёзной.
Чтобы было понятно моё первоначальное удивление: правивший в XVI веке английский король Генрих VIII, отправил на эшафот более САМИДЕСЯТИ тысяч человек. И его никто живодёром не считает.
Иван Грозный за один только вояж в Новгород уничтожил по полторы тысячи ни в чём неповинных новгородцев, а таких походов было ТРИ! Да вся его жизнь была наполнена такими походами.
Достаточно вспомнить московскую Опричнину: за семь лет своего существования по самым скромным подсчётам профессора Скрынникова было уничтожено 4.5 тысячи людей. Хотя нынешние историки считают эту цифру сильно заниженной, поскольку, по воспоминаниям современников, после отмены Опричнины страна лежала в полном запустении. Но даже если верить Скрынникову, 4.5 тысячи убитых ЗА СЕМЬ ЛЕТ!!! А Испанская Инквизиция сожгла СЕМЬ тысяч за ТРИ С ПОЛОВИНОЙ СТОЛЕТИЯ!!!

Как-то не тянет Трибунал Священной Канцелярии Инквизиции (именно так официально назывался этот орган) на НКВД или Гестапо. Кстати, только этот орган назывался «трибуналом». И совершенно справедливо, поскольку в Испании инквизиция имела судебные функции. Ни в одной другой стране инквизиция так не именовалась. Вообще, похожей на испанскую была только португальская инквизиция, но она трибуналом не именовалась. Поэтому, если кто-то станет вас уверять, что Жанну Д’Арк или Джордано Бруно судил «инквизиционный трибунал», можете смело прекращать с ним разговор: он не знает о чём говорит. А мы с вами уже в курсе, что никаких судебных полномочий у обычных средневековых инквизиторов не было, поэтому термин «инквизиционный трибунал» в полном смысле этого выражения может применяться только к Испанской Инквизиции и с оговорками - к португальской. Судебные полномочия у португальских инквизиторов были, но официально орган трибуналом не назывался.

Мы с вами подошли к большой, но очень интересной теме: ОХОТЕ НА ВЕДЬМ. Здесь тебя, читатель, ждёт много открытий.
Помнится, в школе нам рассказывали, что многие деревни в Германии остались без женщин: все они были сожжены на кострах, как ведьмы. Нам приводились выдержки из книги «Молот Ведьм», где инквизитор учил свих коллег, как распознавать ведунью. И если следовать его советам, то женщине и в самом деле не было спасенья: она неминуемо попадала на костёр.
Нам прямо не говорили, что женщин изводила инквизиция, но книга «Молот ведьм» подталкивала нас к этому очевидному выводу, поскольку автором её и в самом деле был инквизитор. А теперь ответь сам себе, читатель, а знаешь ли ты, где и когда проходила эта самая «Охота на ведьм»? Потому что далеко не в каждой стране с таким усердием жгли женщин. Особо усердствовали в Германии, Швеции, Англии, Шотландии… И происходило это в конце XVI, весь XVII и в начале XVIII столетия. Ни на какие мысли не наталкивает?
Ну же, читатель, Германия… XVII век! Вспоминай школьную историю. Нет? Ну, тогда я сам.
Какая ещё инквизиция в Германии XVII века? Даже в конце XVI-го. Инквизиция - орган католической церкви, а уже в 1517 году там началась Реформация! Вспоминай, читатель: Мартин Лютер… 95 тезисов… религиозные войны… Католицизм тогда сохранялся лишь на самом юге Германии и в нынешней Австрии. Весь остальной фатерланд уже давно был протестантским. И то же самое относится и к Швеции, и к Англии, и к Шотландии, и к Швейцарии… А вот в католических странах за ведьмами практически не гонялись. И вот почему.
Здесь следует признать, что часть вины на Святом Престоле всё-таки лежит. В 1485 году римский папа Иннокентий VIII издал буллу, в которой призывал к преследованию ведьм. Сотни лет католическую церковь этот вопрос не волновал (вспомним Жанну Д’Арк, которую так и не удалось осудить как ведьму), и вот здрасьте.
Виной тому был не совсем адекватный первосвященник на главном католическом престоле. Ему, видите ли, вспомнились слова Библии «ведунью не оставляй в живых». Да, такие слова в Старом Завете есть, и да, люди того времени свято верили в ведовство. Мы с вами в этом ещё убедимся. Но здоровый прагматизм не позволял Римской курии, как и в случае с еретиками, уничтожать свою паству. И вот Иннокентий VIII выпустил джина из бутылки.
Конечно, сразу же нашлись особо ретивые инквизиторы, которые усердно отыскивали и осуждали ведьм. Но уже в 1515 году другой Великий Понтифик Лев Х эту буллу отменил. Т.е. призыв к охоте на ведьм продействовал всего 30 лет. По подсчётам историков инквизиторы успели сжечь порядка двух сотен ведуний… и всё. А за XVII век в одной только Германии было уничтожено 30 тысяч несчастных женщин!

Так как же происходила эта «охота»? Дело в том, что львиная доля женщин стала жертвами САМОСУДА!!! Именно так происходило в подавляющем большинстве случаев.
Например, случается в селе мор: дохнут все коровы. Или засуха уничтожает посевы. Или молния становится причиной пожара… Село находится в отчаянии: ему грозит голод или негде жить… И тут находится какой-нибудь недоумок, который вдруг начинает истошно орать: «А я видел, как Марта плясала на опушке леса. И при этом пела какие-то непонятные песни…» И толпа хватает эту несчастную Марту и… бросает в реку. Именно так проверяли ведьму. Если всплывёт - значит, ведьма. Если утонет - значит, ведьмой не была. В первом случае спасшуюся от воды женщину тащили на костёр, а во втором - начинали искать другую жертву. И так пока какая-нибудь очередная Герта не всплывёт…
И совсем иначе всё происходило в католических странах: там папа был главным авторитетом, и он уже отменил призыв к охоте на ведьм. А главное - там была инквизиция, в ведении которой находились такие дела. Народ там был куда более дисциплинированным: влезать в дела инквизиции было опасно. Поэтому селяне могли запереть подозреваемую и отправить гонца к ближайшему инквизитору или к своему епископу. Ни того, ни другого ни у лютеран, ни у кальвинистов не было.
Что было дальше - нетрудно представить.
Приходил всё тот же доминиканец. Кстати, ждали его всегда с нетерпением (в случаях с подозреваемыми в ереси было то же самое): именно он, этот мудрый и очень учёный монах спокойно и уверенно расставит всё по местам и всех успокоит. И начиналось следствие.
  - Кто первый выкрикнул имя Марты?
Толпа неуверенно:
  - Кажется Ганс.
  - Ганс, ты здесь?
  - Вот он я.
  - Что ты видел, Ганс?
  - Ну, я видел, как Марта танцевала на опушке леса.
  - И всё?
  - Нет, она ещё пела.
  - Покажи.
Ганс начинает неуклюже что-то изображать и припевать.
  - Ты всё в точности воспроизвёл?
  - Ну-да…
  - И что произошло тогда после этого ритуала Марты?
  - Пошёл град и уничтожил наши посевы.
  - А почему же он не пошёл сейчас? Ведь ты сделал всё, как делала Марта.
В толпе недоумённое молчание.
  - У меня ещё вопрос к тебе, Ганс: почему ты решил, что танец Марты - это танец ведьмы?
  - Ну…
Снова недоумение.
  - Ты видел этот танец раньше? Кто его танцевал? Может быть, кто-то из твоих женщин? Мать? Сестра? Жена? Дочь?...
Здесь односельчане потихоньку отодвигаются от Ганса, а до него наконец-то начинает доходить, что он сам себе создал проблемы. Ганс усердно отпирается. Для него и других односельчан это будет хорошим уроком…
  - Отпустите Марту из амбара, - инквизитор с чувством выполненного долга собирается в обратный путь. Нет сомнения, что сегодня он переночует в доме Марты и для всех домочадцев будет дорогим гостем.

В процессе подготовки этого материала я натолкнулся на очень показательный случай в Пиренеях. Тогда, как и сейчас, северные склоны гор относились к Франции, а южные - к Испании. Но демаркации границ тогда не было, и горцы свободно общались между собой, выдавали дочерей замуж в соседние сёла, несмотря на то, что те порой находились в другом государстве, ездили друг к другу на ярмарки… В общем, когда в одном из этих сёл вдруг «нашлась» ведьма, эта инфекция быстро распространилась по всей округе.
По обе стороны границы ни о каком самосуде не могло быть и речи: и Испания, и Франция были и остаются католическими странами с инквизиционными традициями. Поэтому селяне заперли своих подозреваемых под ключ и отправили нарочных к своим епископам. Но в Испании, как мы знаем, инквизиция существовала, а вот во Франции - уже нет. Поэтому к испанским подданным епископ прислал инквизитора, который быстренько провёл своё следствие, выпустил всех женщин на волю и поехал домой. Испанского инквизитора ждали куда более серьёзные «дела»: политические заключённые. Тратить время на сельские забобоны ему было недосуг.
А вот на французской территории селяне своего инквизитора так и не дождались, судья провёл суд без эксперта по вере и сжёг всех «ведьм».
Такая вот грустная история.

охота на ведьм, Кампанелла, Инквизиция, доминиканцы

Previous post Next post
Up