Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая "стратегия региона"....
Ко дню восшествия на престол нового губернатора уже писал мысли на тему стратегии развития региона, сфокусировав внимание на возможных внутренних факторах экономического роста. Но не рассмотрел вопрос конкурентоспособности региональной экономики, которая в итоге определяет, сможет ли регион извлечь пользу от внешних или внутренних (управляемых) факторов экономического роста.
Изменение макроэкономического окружения, структуры собственности в региональной экономике и, как следствие, денежных потоков, привело к необходимости актуализировать тему стратегического развития Республики.
Предлагаемый децентрализованный подход к разработке стратегии региона, в целом, поддерживаю. Однако применяемые методы и парадигма, в рамках которой идёт разработка стратегии, представляются не соответствующими уровню конкуренции, темпам изменений и стоящими перед нами стратегическими вызовами.
Несмотря на указание необходимости стратегического выбора, последний не прослеживается явно в красочных презентациях разработчиков стратегических инициатив. Более того, нет глубокого анализа основных проблем, которые должна решить разрабатываемая стратегия.
На наш взгляд, ключевой проблемой региона на данном историческом этапе является утрата контроля за крупными компаниями (в результате поглощения национальными компаниями), которая несёт риски разрушения обратной связи, обеспечивающей трансформацию «ядра» региональной экономики в ресурсы для функционирования и развития региона.
В этих условиях стратегический выбор может заключаться в создании второго структурного ядра региональной экономики, которое можно ориентировать на более поздние технологические уклады и новые формирующиеся рынки.
Учитывая высокую конкуренцию за таланты, капиталы, технологии, необходимо определить источники конкурентных преимуществ региона для решения обозначенной задачи по структурной диверсификации региональной экономики.
Решение данной задачи возможно путем ускоренной модернизации частных быстрорастущих компаний (БРК) на основе широкомасштабного заимствования западных технологий и управленческих технологий с постепенным наращиванием собственного инновационного потенциала
[1]. Данная стратегия определяет актуальность развития и задачи Региональной инновационной системы, прежде всего в повышении абсорбционной способности экономики. Возможные проекты для реализации данной задачи:
- создание системы индикативного планирования развития БРК, стратегического консультирования (выделение грантов на разработку стратегий модернизации);
- систематизация и распространение среди БРК лучших практик догоняющей модернизации (бизнес-процессы и структуры корпоративных акселераторов, центров R&D);
- создание системы грантовой поддержки догоняющей модернизации (на оплату услуг центров прототипирования);
- развитие системы финансового обеспечения реализуемых проектов, в том числе в форме проектного финансирования, активного включения региона в федеральные программы поддержки (к примеру, открытие регионального Фонда развития промышленности, поддержка представительства Фонда развития интернет инициатив, отраслевые программы развития);
- развитие механизмов поддержки БРК (лоббирование интересов БРК на федеральном уровне, поддержка экспорта через открытие представительства РЭЦ и т.п.).
Для последующего перехода на инновационное развитие региона необходимо переформатировать программы по поддержке малого бизнеса (в условиях высокой неопределенности рынка получил распространение подход «экономичного стартапа», основным субъектом которого является именно малый бизнес):
- изменить преобладающую форму консультационной поддержки малого бизнеса на интерактивный формат акселерации (для быстрого поиска масштабируемых прибыльных бизнес-моделей с использованием новых технологий);
- предоставлять грантовую поддержку малому бизнесу для участия в акселерационных программах, отбираемых на конкурентной основе;
- предоставлять грантовую поддержку малому бизнесу для проведения научных исследований и разработок (к примеру, такие программы позволили вывести на рынок новозеландский мёд Манука, канадский прополис и медовые леденцы, румынский «эликсир молодости» из красного винограда, антиоксидант пигногекол из коры французской приморской сосны, гранатовый сок POM в США и т.п.);
- создать институты «посевного» финансирования малого бизнеса (фонд посевных инвестиций, сеть бизнес-ангелов региона);
- создать программу конкурсной государственной поддержки элементов инфраструктуры малого бизнеса (ассоциации, акселераторы, бизнес-клубы и т.п.).
В условиях развития агломераций, роста стоимости земельных участков и недоступности инфраструктуры для реализации малых производственных проектов необходимо реализовать программу по строительству современных промышленных зон для предоставления в аренду и продажи субъектам малого бизнеса. Нехватка инфраструктуры ведет к миграции малого производственного бизнеса в соседние регионы.
В заключении отметим, что проект стратегии был разработан в рамках парадигмы программно-целевого планирования (относится к 50-60 гг прошлого столетия) и не учитывает роль конкуренции, конкурентных преимуществ и их источников.
Представляется, что разработка стратегии развития региона в рамках парадигмы теории динамических способностей позволит системно подойти к вопросу об источниках конкурентных преимуществах, в том числе:
1) по формированию уникального набора ресурсов, компетенций, являющихся основой для извлечения экономической ренты;
2) по формированию инфраструктуры, общественных и рыночных институтов, позволяющих эффективно эксплуатировать, капитализировать ресурсы и компетенции;
3) по формированию общих ценностей, региональной идентичности.
[1] Стратегия модернизации российской экономики / отв. ред. В.М. Полтерович. - Спб, 2010