Анализ субкультуры хакеров
В настоящей работе представлен анализ субкультуры хакеров на основе методологии предложенной в статье «Контркультура и потребительское общество», Джон Десмонд, Пьер МакДонах, Стефани О’Донохоу (Массовая культура: современные западные исследования / Пер. с англ. Отв.ред. и предисл. В. В. Зверевой. Послесл. В. А. Подороги. - М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2005.-339 с.).
Прежде всего, необходимо отметить, что в указанной статье описывается подход к анализу контркультуры и ее воздействия на культуру потребления. В настоящей работе субкультура хакеров также рассматривается в качестве контркультуры, поскольку на определенном этапа развития, а также в наиболее радикальных формах хакерское движение противопоставляет собственные ценности, ценностям доминирующей культуры.
Click to view
"...до тех пор, пока люди - часть системы, они все наши враги."
В статье «Контркультура и потребительское общество» рассматривается несколько моделей контркультуры, таких как «аутентичная» контркультура, «опосредования» и контркультура «различия».
1. Создание «аутентичной» контркультуры происходит за счет противостояния доминирующей культуре, мейнстриму. Основными особенностями для аутентичной модели контркультуры является создание собственного (альтернативного) мифа, мифа о происхождении - присвоение определенных черт, дающих право на реальное существование контркультуры.
Конструирование собственного мифа является значимой частью хакерского движения. Хакеры не просто ведут борьбу за место в аутентичной культуре, они обладают своим собственным миром - виртуальным миром и пространством - киберпространством.
Click to view
Авторы статьи «Контркультура и потребительское общество» выделяют два подвида «аутентичной» модели - это революционная и эстетическая контркультура.
1.1 В хакерском движении прослеживаются элемент противостояния доминирующей культуре - революционный подтип аутентичной контркультуры. Хакеры не просто создают альтернативную реальность, мифология хакеров претендует именно на аутентичность данного мифа - весь мир это матрица, реальность ее проекция. Хакеры являются также и героями своего мифа, которые способны взломать или противостоять матрице. Основная черта хакера-героя, это высокий уровень владения компьютером и программированием. Для более точно идентификации хакеров от всех остальных используется метод бинарных оппозиций - вводится понятие ламер (от англ. lame - увечный, хромой) так называют человека, плохо умеющего обращаться с компьютером, неспособного или принципиально не желающего хорошо освоить работу на компьютере.
Click to view
1.2 Эстетический подтип «аутентичной» контркультуры также характерен для хакерского движения, поскольку виртуальная реальность, киберпространство, компьютерная техника - все это открывает поле для фетишизации элементов хакерской субкультуры - компьютерная техника, специальная лексика и прочее. Перенесение социального взаимодействия в виртуальную реальность в ущерб реальным взаимоотношениям привело к возникновению таких стереотипов как «айтишник» или «гик» - чрезмерно увлечённые технологиями люди.
Click to view
В эстетическом аспекте хакерское движение может приблизиться вплоть до философии технократии - модели общества основанной на достижениях науки и технологий.
Click to view
2. Авторы статьи определяют модель опосредования контркультуры как «выпадание» из родительской культуры. В статье напрямую говориться о существование культуры киберпанков и хакеров. В этом контексте хакерское движение является одним из элементов некой общей контркультуры, котрые питают ее. По мнению авторов «различные группы интересов действуют вместе, создавая метауровень «контркультуры». Таким образом хакерское движение всего лишь часть Контркультуры. Данное утверждение можно продемонстрировать на примере «хактивистов» (от хакер и активизм) и их наиболее знаменитых представителей группы «Анонимус». Данная группа возникла путем слияния субкультуры хакеров и политического протестного движения. Характерно, что это именно протестное политическое движение, что подтверждает тезис авторов статьи о подпитке глобальной контркультуры со стороны субкультур.
Click to view
3. Третья модель, предложенная авторами статьи - субкультура различий. Основной особенность данной модели является то, что контркультура различий «отличается от идеи сознательного «аутентичного» субъекта». Согласно данной модели контркультура необходима для воспроизводства доминирующей культуры, а вовсе не для противостояния ей. Местом такого воспроизводства (в массовой культуре) является пространство эстетики.
Click to view
Молодежный клуб, коньки, "крутая музыка", компьютерные игры и даже Анджелина Джоли - именно эстетические формы во главе угла.
«Если предположить, что потребительская культура связана с производством эстетических пространств, то каким образом можно создать «культурную массу», которая противостояла бы этому процессу?» Доминирующая культура (общество потребления) порождает иллюзию противостояния культуре, но не предлагая принципиальных изменений.
Применительно к хакерскому движению данную модель можно проиллюстрировать тем, как отреагировала массовая культура на возникновение хакеров. Такие продукты массовой культуры, как фильмы «Газонокосильщик» 1992г., «Хакеры», 1995г., культовые фильмы «Матрица» и «Тринадцатый этаж» - 1999г. возникают практически одновременно с самой технической возможностью компьютерного "хакинга". Именно массовая культура дала жизнь хакерам. Даже современные протестные движения воспеты в массовой культуре, например фильм «V» значит Вендетта» (маска Гая Фокса используется движением Анонимус) стал главным эстетическим символом протестных движений последних лет.
Click to view
PS:
Click to view
Click to view
Click to view