Click to view
Сам Кваша меня практически не интересует, но поскольку случился повод для упоминания и других экранизаций пьесы нет, то для разбора пьесы сгодится и фильм А. Роома с Квашой.
Сразу предупреждаю, что никакой развлекательной ценности, ни фильм, ни ролик не переставляют. Интересны в пьесе, главным образом, изложение Горьким своих религиозных взглядов и стилистика и атмосфера изложения, т.е. не только теологическая логика, но и атмосфера горьковской религии - достаточно тонкое переплетение позитивизма, марксизма, ницшеанства и романтизма.
На мой взгляд, в главном герое Горький изобразил некоторые черты характера А. А. Богданова (даже фамилия с общим корнем), из того что мне заметилось - пространное рассуждение об дихотомии авторитарных и коллективистских отношений, марксистские рассуждения о труде, и сама тема мелиорации отсылает к главной теме романов Богданова "Красная звезда" и "Инженер Мани". Хотя в этом образе можно найти параллели и Красиным (самоубийство работодателя), и с самим Горьким (общая любовница с миллионером).
Я выбрал практически все монологи кроме одного о труде, который для знакомых с советской идеологией слишком банален. В тех монологах что вошли в ролик, так или иначе намекается на божественно-мистические черты женщины и ее религиозную миссию в
контовском понимании.
Я могу расшифровать намеки из каждого эпизода, но не думаю, что тут это кому-то будет интересно, а тем кому интересно, и так расшифруют сами, благо там все прозрачно до предела, хотя если какие-то вопросы возникнут, то конечно постараюсь ответить в комментах.