Филиал Исторической библиотеки в эвакогоспитале № 2939 тоже отвечал потребностям времени и открылся ненамного позже, чем "подземный". Его возникновение, вероятно, связано с Постановлением ЦК ВКП(б) от 12 января 1942 г. "О партийно-политической работе в госпиталях Наркомздрава СССР", которым на райкомы, горкомы, обкомы и прочие партийные организации была возложена обязанность проводить среди раненых в госпиталях партийно-политическую работу. В это понятие включались снабжение газетами, выступления пропагандистов и докладчиков, радиофикация госпиталей, организация культурного обслуживания раненых.
Филиал Исторической библиотеки открылся в госпитале № 2939 13 января 1942 г. 7 февраля 1942 г. этот почин был отмечен в передовице газеты "Московский большевик":
"Всяческого одобрения заслуживает почин Государственной исторической библиотеки, открывшей в одном из госпиталей свой небольшой филиал. Обслуживая этот филиал, тт. Иодковская и Милюкова внимательно подбирают книги для раненых, рекомендуют им художественные произведения, талантливо запечатлевшие славные страницы истории нашей Родины, величие народного духа, который никогда не удавалось и не удастся сломить иноземным захватчикам. Библиотека готовит для госпиталя небольшую выставку, посвящённую XXIV годовщине РККА".
Обслуживание раненых бойцов в филиале ГПИБ в эвакогоспитале 2939
Госпиталь, в котором действовал филиал, был образован в июле 1941 г. В октябре 1941 г. он был передислоцирован в Москву и размещён в школьном здании в Яковлевском (ныне Яковоапостольском) переулке близ Курского вокзала.
Работу госпитального филиала несколько раз освещала и газета "Вечерняя Москва". Из заметки от 14 января 1942 г. становится известно, что в филиале было около тысячи книг - в основном научно-популярные книги по истории, а также произведения художественной литературы, преимущественно исторические романы и повести. Через филиал можно было заказать любую книгу из основных фондов библиотеки.
Процесс работы в филиале был организован следующим образом: сотрудницы ГПИБ обходили палаты, принимая заявки на книги. Книги доставлялись бойцам уже на следующий день. "Охотно читают "Войну и мир" Л.Толстого, "Тихий Дон" Шолохова, "Хлеб" А.Толстого, "Как закалялась сталь" Островского, "Тараса Бульбу" Гоголя и т. д."
Сотрудницы ГПИБ стремились подобрать литературу соответственно уровню читателей, среди которых имелись и люди с высшим образованием, и малограмотные. Лежачим бойцам часто зачитывались отрывки из художественных произведений, статьи и очерки из газет и журналов. При чтении крупных произведений требовался специальный навык, и к октябрю 1942 г. при самой библиотеке для сотрудников был организован специальный семинар, где они "под руководством опытного педагога" обучались художественному чтению. Существовала постоянная бригада чтецов: в 1942 г. она насчитывала 8 человек, а в 1944 г. состояла уже из 15 человек. К этому моменту филиал в эвакогоспитале насчитывал более 2000 книг. Более того, идя навстречу требованиям раненых, сотрудники ГПИБ доставляли им из других библиотек техническую литературу и книги на языках народов СССР.
Громкое чтение в палате госпиталя
3 марта 1943 г. в "Вечерней Москве" появилась ещё одна заметка о работе с ранеными. В ней снова перечисляются наиболее популярные книги, причём Лев Николаевич со своим бессмертным романом по-прежнему удерживает первое место:
"Громаден спрос на роман Льва Толстого "Война и мир". За последние два месяца его прочитали 56 человек. В большом ходу "Цусима" Новикова-Прибоя, "Тихий Дон" М.Шолохова, "Пётр I" А.Толстого, "Севастопольская страда" Сергеева-Ценского, "Салават Юлаев" Злобина, "Сожжённая Москва" Данилевского, "Великий Моурави" Антоновской и др.
Исключительное внимание бойцов и командиров привлекают книги о великих русских полководцах - о Суворове, Кутузове, Багратионе, Александре Невском и др. Такие же требования и на книги о героях гражданской войны - Чапаеве, Щорсе, Котовском, Лазо, Фрунзе".
Библиотека работала в тесном сотрудничестве с агитаторами и политруками госпиталя, которые активно использовали иллюстративный материал с выставок, организованных работницами ГПИБ. С некоторыми бойцами проводилась справочная работа: "Так, двое раненых бойцов просили библиотекаря дать им характеристики Ганнибала и Гарибальди. Один командир спрашивал о количестве сил генерала Брусилова, с которыми он осуществил прорыв у Луцка. Библиотекарь доставил этому товарищу две брошюры о брусиловском прорыве".
Можно предположить, что так же, как и в случае с метро, штат сотрудниц, обслуживавших филиал в госпитале, не был строго закреплён. Тем не менее, в нём были свои "ветераны", работавшие в филиале с момента его появления. В статье упоминаются сотрудницы Е.Ф. Иодковская (работала в ГПИБ с 1938 г.) и Милюкова; в отзывах раненых бойцов - Иодковская и Корицкая. Из сборника "Историческая библиотека в годы Великой Отечественной войны" известно ещё одно имя - А.Л. Ларионова (работала в ГПИБ с 1938 г.). Иодковская и Ларионова отмечены в таблице "Лучшие работники Исторической библиотеки"; первая упоминается и в письме руководителя госпиталя, адресованного директору М.Ф. Леонтьеву: "особенно хочется отметить работу т. Иодковской Е.Ф., которая пришла работать с первых дней работы библиотеки; т. Иодковская очень внимательно и умело проводит свою работу..." Более подробных сведений об этих сотрудницах мы на текущий момент не имеем.
Атмосферу библиотечной работы в госпитале передают небольшие по объёму воспоминания Милицы Александровны Покровской (1917-2018). Милица Александровна - младшая сестра легендарного режиссёра Большого театра Бориса Александровича Покровского (1912-2009). Она поступила в ГПИБ летом 1938 г. и проработала в библиотеке до 2000 г., пройдя путь от помощника библиотекаря до ведущего библиотекаря отдела обработки литературы и алфавитных каталогов. Вся жизнь Милицы Александровны была связана с пополнением и редактурой Генерального алфавитного каталога ГПИБ, в который она когда-то при поступлении в библиотеку поставила первую карточку.
М.А. Покровская
В 1941-1944 гг. Милица Александровна находилась в эвакуации с маленьким сыном в городе Горький, где работала в Горьковском театре оперы и балета, руководимом её братом, Борисом Александровичем Покровским. После назначения Б.А. Покровского режиссёром Большого театра Милица Александровна также вернулась в Москву. Её воспоминания о работе в госпитале относятся к 1944 году:
"Особую работу мы, библиотекари, несли в ближайшем госпитале. Мы ходили туда после своей библиотечной смены, читали лечащимся там бойцам художественную литературу, писали письма родным, просто поговорить. Раненые были разные, иногда очень тяжёлые.
Я ходила в одну палату с Микулиной Евгенией Михайловной. Она чаще читала, а я рассказывала о театре, кино, музыке. Им было интересно, они мало бывали в театре, а тем более в опере. Как тает Снегурочка, опускается на дно Садко - всё это они слушали с интересом.
Всегда нас ждали. Было трудно после работы идти, но когда входишь и видишь улыбку - пропадала усталость. Чувствуешь, что это очень нужно".
Этот кусочек воспоминаний можно дополнить отрывком из
интервью, которое мы брали у Милицы Александровны в 2014 году:
- Милица Александровна, а помните, вы рассказывали, как в войну работали в госпитале? И читали либретто опер.
Милица Александровна: - Пришли из библиотеки в медработники. Я говорю: что делать? - Бинты складывать. Я пришла туда. Главный врач говорит: "Что вы умеете?" - "Я не врач, я библиотекарь. Ну, я что-нибудь расскажу". И вот я пришла, палата - конца не видно, все лежат. Я стала рассказывать про оперу: вот вы приезжаете на центральную улицу, видите Большой театр, проходите по ступенькам, входите в зрительный зал. В общем, первый ярус, второй, третий, ложа бенуара. А они ничего не знают, что такое ложа бенуара… Царская ложа…
А врач был красивый-красивый молодой мужчина. Но он не русский был. Грузин он был.
Когда я в первый раз пришла, врач спрашивает: "Как вас звать?" Я говорю: "Маша". Ну, что такое - Милица? Имя придумали… И, значит, я приходила и рассказывала про Большой театр, про оперы. Что такое увертюра. Что такое актёр главный. Все подробности театра.
Итак, мы дали высказаться журналистам и сотрудникам ГПИБ, теперь пора передать слово тем, кого так старательно обслуживали, т. е. раненым бойцам Красной армии. Некоторое количество их отзывов сохранилось в ГАРФ в виде машинописных копий.
"В госпитале я нахожусь всего несколько дней, но за этот столь короткий промежуток времени я почувствовал то чуткое, тёплое отношение, которым меня окружили работники госпитального культурного очага - библиотеки.
Библиотека благодаря её энергичным работникам т.т. Корицкой и Иодковской, которые с любовью и страстью относятся к своей работе обслуживанию нас, воинов РККА - отлично. Это мнение не субъективного порядка, а это мнение коллектива палаты № 9 и я надеюсь, что не будет ошибкой сказать, что таково мнение всех товарищей отделения № I и госпиталя в целом.
От чистого сердца спасибо Вам, товарищи, красноармейское спасибо, дорогие товарищи, за Ваше чуткое отношение и отличное обслуживание нас, воинов РККА.
27.5.42.
ст. л-т Бартельс".
*
"Я ранен 1 февр. с.г., за время лечения пришлось побывать во многих госпиталях, но я ни разу не встречал, чтобы библиотека работала так хорошо, как в госпитале № 2939. Здесь библиотека стала действительно очагом культуры и… уюта. Библиотекари внимательно беседуют с каждым читателем, интересуются его запросами, стараются подобрать подходящие книги.
Все заказы исполняются исключительно чётко и добросовестно. (Например: на мою просьбу достать материал об истории Армении библиотекари достали на следующий день несколько книг, написанных в различные эпохи от 370 г. до наших дней. И это не единичный пример).
Память о библиотекарях тов. Корицкой и тов. Иодковской останется у меня на долгие времена.
Фронтовое спасибо.
мл. лейт. К. Агаджанян
15.VI.42"
*
"Находясь в госпитале 2939, я прочувствовал большую заботу со стороны работников библиотеки т.т. Корицкой и Иодковской, которые относятся с большой отзывчивостью к желаниям больных и раненых бойцов к литературе.
За это время я прочитал ту литературу, которая наиболее меня интересовала, которую долгое время я не мог достать.
Я знаю, что по приходу меня сюда, этой литературы здесь не было, её нужно было достать из другой библиотеки.
Благодаря чуткому отношению на мою просьбу они отозвались с большим чувством.
Моё большое пожелание Вам - ещё лучше относиться к тем желаниям и подборам литературы нашим дорогим товарищам, которые находятся на излечении в Вашем госпитале.
Это является самой наилучшей заботой к нам и оставляет долгую память о Вас. Я признаюсь, что память о данной заботе ко мне останется на долгое время.
Большое Вам спасибо!
15.6.42.
Мл. лейт. Моисеев".
*
"Я нахожусь в госпитале 2939 всего лишь несколько дней.
За это небольшое время много прочитал книг, которые до этого времени считались для меня, как невозможными.
Это благодаря чуткому руководству со стороны работников библиотеки т.т. Корицкой и Иодковской, которые заинтересованы тем, чтобы каждого бойца или командира удовлетворить.
Мои пожелания Вам ещё лучше относиться к тем просьбам, которые желают наши дорогие бойцы РККА.
Память о Вас, дорогие товарищи, останется у меня на долгое время.
Большое Вам спасибо
мл. л-т Килинский
9.VII.42"
*
"Я раненый больной Илюхин А.Д. Нахожусь в госпитале 29/39 с 16 августа 42 года, и со дня моего приезда почувствовал тёплую встречу со стороны работников библиотеки, а поэтому приношу свою красноармейскую благодарность за их работу, так как работники библиотеки заслуживают этого (1), они подберут читателю всё, что ему требуется и (2) обслуживание тяжело больных очень хорошее в отношении требования выполняется очень хорошо, а поэтому ещё раз приношу всему коллективу библиотеки красноармейскую благодарность.
Красноармеец Илюхин".
*
"От всей души спасибо!
Нахожусь в госпитале всего несколько дней, я ежедневно чувствовал заботу, самое теплое отношение ко мне со стороны работников библиотеки. Подобраны все виды литературы. Я был на фронте, но культурное обслуживание бойцов Красной Армии я ещё не встречал. С большой радостью я снова проработал Сценическую деятельность К.Станиславского, которую люблю до глубины души. От имени всей палаты № 10 вношу большое спасибо товарищам!
Инж-р Л. Покровский".
*
"Мой отзыв и пожелания
7.Х-42 г.
От больного Ляшенко И.С.
Я нахожусь в госпитале с 30 мая 1942 г.
За этот период я много прочитал книг тех, которые я не мог найти в других госпитальных библиотеках. И это только потому, что в госпитале 29/39 в библиотеке работают люди те, которые лично беспокоятся о больных, об их цели просвещения, об их цели повышения культурно-политического уровня. Они с большой охотой предлагают всем больным читать ту литературу, которая полезна для нас, подбирают книги по образованию, чтобы лучше вложилось всем в голову читателю. От всей души спасибо работникам библиотеки за их внимание. Много помогли вы мне товарищи в некоторых исторических вопросах, которые я не знал и знал неуверенно. Вы мне дали много материала о римской истории, как напр. о Юлии Цезаре. И другие, те которые меня интересовали: научные материалы дали мне по истории ВКП(б) о диалектическом и историческом материализме и другое. За что ещё раз вам спасибо. Я думаю, что вы никогда не ослабите своей работы и ещё с большей энергией будете работать для выяснения всех неясных вопросов, какие будут возникать у больных. Желаю вам успехов в дальнейшем. А за ваши услуги по выяснению вопросов моих жму вам крепко ваши руки".
*
"Книга - в Советском Союзе является духовной пищей человека. Книга советскому человеку также необходима, как воздух, как хлеб, как вода, без которых человек не может жить.
Особое значение книга приобретает в госпитале. Это великолепно поняли работники библиотеки товарищи Иодковская и Ларионова.
Указанные товарищи исключительно чётко и гибко поставили работу библиотеки, они исключительно тепло и сердечно обслуживают больных.
Их отличная работа заставляет каждого гордиться за способности советского человека.
Я лично, находясь в Госпитале лишь 1,5 месяцев и прочитав за этот период около 60 книг, очень и очень благодарен т. Иодковской и Ларионовой.
Я уверен, что их честная работа не будет забыта ни больными, которых они обслуживали, ни народом, который они просвещают.
От души желаю им новых успехов в их работе.
Баранов.
27.10.42 г."
*
"Пролежав в госпитале № 2939 около двух месяцев, за это время я прочитал очень много хороших и интересных книг, в госпитале работники библиотеки старались изучить и заинтересовать читателя; с первых дней мне рекомендовали таких поэтов-писателей как Пушкин, Толстой Л.Н. и других классиков, затем рекомендовали мне сочинения заграничных писателей и советских писателей. Такой подбор литературы увлёк меня. Я почти всё свободное время читал, это помогло мне критически подходить к писателям, и из литературы кое-что взять для будущего. Перечитал я очень много книг, в этом мне помогли работники библиотек. За чуткое отношение ко мне, а также такое отношение было ко всем больным палаты №2, я могу только благодарить Вас милые подруги, дающие культурно лежать и лечиться, а хорошая книга увлекает настолько, что отвлекаешься от тяжелых мыслей, которые проявляются в связи с болезнью. Прочитывая книги я незаметно перенес свою болезнь. Увлекаясь отдельными книгами, рассказывая о них, таким образом все больные увлекались чтением, и редко какая книга не перечитывалась всеми больными нашей палаты. Большое спасибо подруги наши, благодарю за хорошие книги.
Дьяков. 6/XI-42 г."
*
"Временно выбыв из строя и попав в госпиталь № 2939, я решил значительную часть своего вынужденного досуга потратить на чтение, прочитать и частью перечитать те вещи, которые меня интересовали.
В этом значительную помощь мне оказала библиотека госпиталя и её работник т. Ларионова.
В библиотеке оказался большой выбор русских и иностранных классиков, советских писателей и последних новинок - советской литературы. Кроме этого, в случае отсутствия тех или иных книг в библиотеке т. Ларионова быстро доставала эту книгу, независимо от её характера (научная или художественная, политическая литература).
Возвращаясь в Красную Армию я с искренней благодарностью буду вспоминать библиотеку и её работника т. Ларионову, проделавшую большую и нужную работу.
В заключение хочется пожелать, чтобы в постоянном фонде библиотеки были представлены более широко такие писатели как Флобер, Франс, Драйзер, Э.Синклер.
Техник-интендант II р. Ваганов".
*
"Находясь на излечении в госпитале 2939, я прочёл целый ряд интереснейших книг, которых не мог получить в других библиотеках. Я прочёл Драйзера "Титан", Стивенсона "Черная стрела", Вальтер Скотт "Ричард Львиное сердце", Мопассана "Жизнь", "Милый друг". Флобера "Госпожа Бовари", Стендаля "Красное и черное", Виноградова "Три цвета времени", "Осуждение Паганини", Золя "Разгром", Фурманова "Чапаев", Воспоминания Брусилова и др. Сейчас читаю Толстого "Война и мир".
Библиотека госпиталя прекрасно обслуживает больных и раненых. Лежачие больные получают книги в палатах, которые регулярно посещают работники библиотеки.
К сожалению, бывают случаи, когда заказанную книгу получаешь с опозданием, так как она имеется в одном экземпляре.
Должен признать, что никогда и нигде я не прочитал в такое короткое время столько интересных книг.
Больной бат. комиссар П.Немцев.
1942 г."
За время войны в госпитале было 164256 посещений и 240808 книговыдач. С января 1942 г. по 1 июня 1945 г. филиал Исторической библиотеки организовал 97 выставок и 683 читки.
После окончания Великой Отечественной войны филиал ГПИБ продолжал работать в госпитале ещё некоторое время, затем был ликвидирован. Точная дата его ликвидации пока не выяснена. Военно-медицинское учреждение располагается по этому адресу до настоящего времени.
#бессмертныйполк