Про вину. Две части.

Mar 17, 2019 15:26

Часть первая.

Ещё чуть размышлений про вину и ответственность.

Для меня ответственность тесно связана с виной. Если мы говорим об изолированном человеке, мы говорим про ответственность. Если речь заходит про двух людей, взаимодействующих между собой, возникает пространство для понятия, в которой происходит взаимодействие ответственностей, которые несут люди. У кого-то появляется ответственность перед кем-то, а он не может нести эту ответственность. И появляются последствия, которые сказываются не только на нем, но и на втором человеке. Например, мать несет ответственность за своих детей. Если она не может нести эту ответственность, то не только она что-то теряет или что-то приобретает при этом, но и теряют и приобретают её дети. И в этом месте появляется понятие вины, как показателя того, что некий индивид имел ответственность перед кем-то, но не смог с этой ответственностью справится. Понятие вины позволяет увидеть роли во взаимодействии и признать бессилие того, кто понес последствия от индивида, несправившегося со своей ответственностью. Понятие вины позволяет лучше видеть картину происходящего и пытаться как раз увидеть контекст. Другое дело, что понятие вины не создано для того, чтобы решить все проблемы. Оно - инструмент, а не движущая сила. Для изменения ситуации нужна не только вина. Остановка изменений только на чувстве вины заводит в тупик и стопорит развитие.

Часть вторая.

Когда поднимается вопрос о виновности, то все взгляды обращаются в сторону наказания. Это воспринимается естественным следствием вещей. Между тем, существуют другие способы использовать понятие виновности.

1. Если определился виновный, значит есть и пострадавший.
Пострадавший может нуждаться в помощи. Если это так, то стоит это сделать.

2. Если определился виновный, то есть то, в чём его обвинили. Открывается возможность посмотреть на ситуацию системно и пытаться что-то изменить не на уровне одного человека, а на метауровне.
Например, в ситуации абьюза можно говорить про культуру насилия в обществе и способах изменить эту ситуацию.

3. Метапозиция и системное видение проблемы также помогает задуматься о том, какие действия можно предпринять, чтобы снизить вероятность не попасть в ситуацию насилия и/или заранее подумать, что сделать, чтобы выход из неё был более лёгким.
Например, выстраивая более доверительные отношения с ребёнком, можно увеличить шансы, что в случае травли в школе, тот расскажет про эту травлю родителям. Большая психологическая гибкость и устойчивость, помогают пострадавшим потерять меньше в качестве жизни после ситуации, в которой был обозначен виноватый.

4. Системный взгляд может помочь увидеть, необходимо ли оказать помощь также и обозначенному как виновный. Виновность - это не повод лишать людей поддержки, если они в ней нуждаются.

Все эти четыре вещи могут быть полезными вне зависимости от того, справедливо ли был «осуждён» виноватый и вне контекста наказания виноватого. И без определения ситуации виноватый-пострадавший нет возможности выделить эти четыре вещи и адекватно видеть происходящее, а значит совершать активные действия по изменению жизни в сторону большей безопасности и сострадательности.

Я послушала что пишут о фильме «Покидая Неверленд» и вижу, что много внимания уделяется ситуации виновен-невиновен.
Я предлагаю другое: сместить фокус внимания с осуждения и наказания, и обратиться к этим четырём пунктам, что я написала выше. Их прелесть в том, что разумная их реализация в любом случае сделает ситуацию лучше, виноват ли Джексон или невиновен.

мысли, кино, вина, психология

Previous post Next post
Up