Задумалась на тему того, что можно сделать в ситуации, если ребёнок везде стремиться быть первым и тяжело принимает проигрыши. Написала несколько пунктов, которые я бы делала, столкнись с такой ситуацией. Они же помогут не только с ребёнком, но и со взрослым. Пока писала пост поняла, что сама возьму на вооружение. У меня до сих пор сложные отношения с внутренней мотивацией. Я считаю многие действия бесполезными, если они не преследуют какой-то прагматичной цели. Только недавно поняла, что само удовольствие уже может быть хорошей причиной, чтобы что-то сделать. Представляете, я поняла, что могу себе позволить просто удовлетворять свои потребности :)
Итак, вот что я придумала:
1. Включить внутреннего наблюдателя и настроить его на то, чтобы смотреть, нет ли пробелов в безусловной любви, что мы даём ребёнку.
а) вообще (отсутствие: оценок, сравнений, похвал, обесценивания чувств, желаний; удовлетворение базовых потребностей, в особенности - потребности зависеть (у взрослых быть просто привязанным к кому-то)).
б) в конкретных вещах, связанных с желанием первенства
- принимать его/её чувства при удачах
- принимать его/её чувства при неудачах
2. Увеличивать чувство компетенции ребёнка с помощью информативной обратной связи.
Помните альтернативу похвале? - Говорим о том, что видим, что чувствуем, задаём вопросы. Через повышения чувства собственной компетенции будет увеличиваться внутренняя мотивация. Таким образом можно рассматривать любую деятельность ребёнка, сколько хватит сил и вашего и деткиного желания.
3. Убрать во возможности все соревновательные игры. Или хотя бы не провоцировать их. Сюда же: "Кто быстрее почистит зубы?!".
Я понимаю, что это очень ловкая манипуляция, но если мы хотим перевести внешнюю мотивацию во внутреннюю, то стоит поискать другие способы взаимодействия.
4. Посмотреть на себя и близких ребёнку людей.
Очень много дети перенимают у окружающих, особенно близких и любимых. Как бы мы не фильтровали свои слова по отношению к детям, мы не сможем убрать влияние, которое оказывает вся наша личность через зеркальные нейроны. Полезным окажется подумать, какова роль соревновательности и внешней мотивации в нашей жизни. Что мы об этом говорим в разговорах с супругом/супругой или родителями. И корректировка своей жизненной позиции поможет изменить и ребёнка.
5. Работа внешним наблюдателем ребёнка в "здесь и сейчас".
Возвращение ему/ей понимания, что сама непосредственно деятельность может приносить удовлетворение. Мытьё рук можно превратить в игру, а можно просто озвучивать приятности, которые встают на пути: вкусный запах мыла, пена на ладошках, журчание воды, температура воды. Добавляйте осознанности в жизнь ребёнка.
6. Возвращение фокуса внимания на личные потребности вместо желания быть первой/первым.
Очень похоже на пункт 5, только добавляется ещё следование интересам ребёнка и указание на радость самой деятельности. Так, например, у мыла не просто есть запах, а этот запах может ребёнку нравится. Купите душистого натурального мыла с аромомаслами, поиграйте с ребёнком в них, понюхайте, пусть он/она выберет понравившийся и вы выберете. Положите именно эти куски в ванну и мойте ими руки. Выберете вместе комфортную температуру воды. Быть может ребёнок любит горячую или, наоборот, ледяную воду. А напор? Слабой или сильной струей предпочитает смывать пену? И в очередной раз, когда пойдёте мыть руки, возвращайте ребёнка к приятному запаху мыла, комфортной воде, мягкому полотенцу с любимым рисунком.
И так по всей жизни. Вы и сами поймёте, как это здорово наслаждаться простым процессом, уча этому детей.
7. Прививка от оценочного мнения.
Я уже писала про
эксперименты, проводимые на эту тему в школе. Если коротко, напоминая ребёнку о том, что он занимается любимой работой именно ради самого процесса, а не ради результата, мы в большей мере сохраняем интерес к работе, не позволяя внутренней мотивации переходить во внешнюю.
Это можно использовать и в обычной жизни. Перед тем, как чем-либо заняться, можно проговорить с ребёнком о радостях этого дела, и что оценки - вещь второстепенная.