Зависимость между возрастом самолета и авиакатастрофами в России
Nov 24, 2013 09:04
Со статистикой не поспоришь. В ЖЖ распространился ложный тезис, что нет зависимости между возрастом самолетов и авиакатастрофами. Я не поленился, и провел анализ. И так были проанализированы все крупнейшие авиакатастрофы на территории России с 1995 по 2013 год. Учитывались, в том числе, катастрофы российских самолетов на территории других государств. В учет попали все авиакатастрофы с количеством жертв от 10 человек. (Источники данных - airdisaster.ru и Авиакатастрофы в России с 1991 года). Я специально взял авиакатострофы от 10 жертв, т.к. меня волнует статистика только с точки зрения пассажира! Думаю, если считать абсолютно все - статистика не сильно изменится. На графике указан возраст разбившихся самолетов.
Всего за почти два десятилетия была лишь одна катастрофа с самолетом менее 10 лет! Это была катастрофа самолёта SukhoiSuperjet 100 в Индонезии! Если учитывать все катастрофы (с учетом терактов) средний возраст разбившегося самолета: 20 лет. Если не учитывать теракты и самолет сбитый ракетой - средний возраст самолета: 21,2 года. Получается, тезис, что в основном авиакатастрофы случаются именно с старыми самолетами полностью верен! И уж роли нет, косвенная или прямая зависимость, но она есть и она очевидна! Да и на графике видно динамику, чем старее, тем выше шансов на авиакатастрофу!
Может быть, нет зависимости между возрастом самолета и авиакатастрофами где-нибудь в Швейцарии или Франции, но в России явно не стоит доверять старому авиапарку и тем, кто его обслуживает. Особенно, учитывая человеческий фактор и как у нас относятся к исполнению своих служебных обязанностей. Может кто-нибудь еще докопается, какие были причины авиакатастроф, какие бы причины не были - "молодых" самолетов не видно и в помине, в статистике их практически нет. Понятен и тот тезис, что и новый самолет могут обслуживать безобразно, но опять же статистика вещь упрямая - падают в основном старые самолеты! Россия лидирует за последние 10 лет по количеству авиакастроф, может как раз потому, что нам впаривают, что летать на развалюхах это хорошо?
А теперь объясните мне три вещи:
Как потребитель авиауслуг. Зачем вам нужны старые самолеты? Вы хотите летать на грязных и полуразрушенных самолетах, которые якобы прошли все ТО? Например, не видел, чтобы техническое обслуживание как-то касалось салонов. В старом самолете, салон, как правило, оставляет желать лучшего. Конечно понимаю, что вы верите пустым словам, но не до такой же степени. Может, вы верите еще "специалистам" из МАК? Или вам нравятся летать на самолетах после Уганды? Когда авиакомпания экономит, она экономит в первую очередь на жизни людей.
Я как потребитель хочу летать на новых и безопасных самолетах, и ни как не могу понять тех, кто с пеной у рта доказывает про то, что возраст для самолета и для потребителя не играет никакой роли. Надеюсь, вы сразу полетите лечится прямым рейсом авиакомпании Татарстан в клинику для душевнобольных на старом самолете из Уганды, зато прошедшем ТО. Для тех, кто дружит с головой, смотрите рейтинг возраста авиапарка российских перевозчиков. России нужен новый авиапарк, а кто ратует за старый - преступник по умолчанию!
Как пилот и экипаж. Покажите мне хоть одного адекватного пилота, который бы хотел управлять "рухлядью"? Если и найдется пару сумасшедших, то пускай они управляют максимум тренажерами и кукурузниками. А нормальная стюардесса, думаете, хочет работать в убитом временем самолете? А во-вторых, немного непонятно, когда одни пилоты с легкостью списывают авиакастрофы на других пилотов, своих коллег(может потому, что они мертвы, и уже не могут ответить?).
Как авиаперевозчик. Согласно статистике, старый самолет чаще падает, плохо влияет на имидж авиакомпании и его дороже обслуживать. Зачем вам старые самолеты?
UPD. В комментариях часто приводят Lufthansa. Узбагойтесь. Средний возраст авиапарка этой организации - 12 лет, что вписывается в оранжевую зону до 15 лет. Жители Евросоюза уж точно не будут летать на старых самолетах... В посте есть ссылка на топ100 международных авиакомпаний, отдельные блогеры вам умело втирают ложь.
UPD3. По заявкам читателей посчитал средний возраст авиапарка России (взял авиакомпании, которые перевезли в 2012 году больше 1 млн. человек). Он потвердел тезис, что в основном летают у нас не старые самолеты (некоторые думают, что не падают новые самолеты, потому у нас их нет)! Средний возраст самолетов, которые перевезли 62,6% всех пассажиров - 12,6 лет! А 86,5% всех пассажиров перевезли на самолетах среднего возраста 13.2 года. Напомню, падают самолеты, среднего возраста 20 лет - делайте выводы! Портят статистику мелкие авиакомпании, типа Татарстан (она перевезла в 2012 году 473 791 пассажиров), т.к. экономят на должном обслуживании.
UPD4. Остальные 20 авиапредприятий (как раз небольших предприятий с кучей проблем и долгов), перевозят всего 14,5% пассажиропотока, при этом очень старый авиапарк (19,77 средний возраст - как раз зона риска). На их долю приходится большая часть крупнейших авиакатастроф. Летать ими крайне опасно, и дабы избежать новых авиакатастроф, уже наверно пора Следственному Комитету России и Росавиации начать проверки (я погуглил, многие также как и печально известная авиакомпания Татарстан в долгах, а значит экономят на безопасности!). Рекомендую спорщикам в комментариях выбирать эти авиакомпании для полетов-)
UPD5. Написал экономист одной авиакомпании в личку, который тоже был удивлен тому, что пишут летчики в ЖЖ. Оказалось, все самолеты крупные авиакомпании тщательно поддерживают в техническом состоянии. Но качественное обслуживание 25 летнего самолета практически равносильно стоимости самого самолета, поэтому крупные предприятия и держат курс на обновление авиапарка. А вот за счет чего поддерживают технику небольшие компании региональные - большой вопрос!
UPD6. Некоторые в комментариях не понимают, что этот пост раскрывает лишь широко аспект возраста самолетов, любому здравомыслящему человеку понятно, что существует другие факторы которые влияют на безопасность полетов (как например ошибка пилотов). Но в любом случае, чем новей самолет, тем выше шансы, что авиакомпания его доверила высокого уровня профессионалам, поэтому зависимость между возрастом и рисками опять имеет быть место.
[Крупнейшие авиакатастрофы по датам] 1995 Погибло 98 самолет 20 1996 Погибло 141 самолет 10 1997 Погибло 50 самолет 24 Погибло 23 самолет 11 (грузовой) 1998 Крупных авиакатастроф в России не было, была катастрофа в Украине с Ил-78 (грузовой) Погибло 10 самолет 10 1999 крупных авиакатастроф не было 2000 Погибло 84 Самолет 32 2001 Погибло 145 самолет 15 Погибло 78 самолет 11 (не учитываем - сбили ракетой по версии) 2002 Столкновение самолетов над Германией по ошибке авиадиспечера. Не учитываем Погибло 14 самолет 19 2003 Погибло 75 самолет 15 2004 Крупных авиакатастроф не было (было два теракта). Не учитываем в статистике, но если посмотреть возраст судна… Погибло 43 возраст самолета 27 Погибло 46 возраст самолета 22 2005 Погибло 28 возраст самолета 33 2006 Погибло 113 возраст самолета 11 Погибло 170 возраст самолета 14 Погибло 125 возраст самолета 19 2007 Погибло 6 возраст самолета 31 2008 Погибло 88 возраст самолета 16 Погибло 9 возраст самолета 40 2009 Крупных авиакатастроф не было 2010 Погибло 96 возраст самолета 20 Погибло 12 возраст самолета 26 2011 Погибло 47 возраст самолета 31 Погибло 11 возраст самолета 48 Погибло 44 возраст самолета 18 2012 Погибло 33 возраст самолета 20 Погибло 45 возраст самолета 1 Погибло 10 возраст самолета 23 2013 Погибло 50 возраст самолета 23