Как вы к себе относитесь?
Каковы ваши достоинства и недостатки?
Какой/какая вы?
В наш век независимости ирония состоит в том, что избежать влияния чужих мнений можно, только живя на опушке леса или на необитаемом острове. Во всех других случаях мы пройдем обработку среды и по мере роста будем принимать ту форму, которую нам выделило окружающее пространство. И большая удача - оказаться в том месте, где вас могут понять, увидеть и оценить ваши таланты и способности и полюбить просто так, как человеческое существо достойное любви. Очень большая удача.
И даже когда вы повзрослели и стали пузатым Иван Иванычем или там чопорной Кларой Евгеньевной, возможно, ваше ближайшее окружение продолжает относиться к вам так же, как относилась в детстве ваша родительская семья. Звучит странно и преувеличенно: причем тут розовощекий пупс, которого то баловали конфетами, то наказывали шлепками, то катали на карусели, то отправляли на одиночные упражнения в углу из-за записей в дневнике о плохом поведении. Никто Иван Иваныча в угол давно не ставит, на карусель тоже не тащит, не тычет ему красную запись в дневнике с вопросом "Это что такое?", попробовали бы подчиненные или друзья накормить его сейчас манной кашей...
Но вы попытайтесь почувствовать этот момент взаимоотношений.
В обычном случае, когда человек не работает над собой стахановскими темпами и не занят серьезной духовной практикой, эмоциональная ситуация его жизни кардинально не меняется, она остается прежней. Меняются места, меняется время, меняются действующие лица и другие материальные условия. Именно поэтому можно привести немало видимо противоречащих примеров выхода из князи в грязи, когда человек при очень скромном или плохом старте достигает больших высот впоследствии. Но в большинстве случаев речь идет как раз-таки о смене материальных условий (здоровье - тоже материальная категория). А в самой психике действуют очень консервативные механизмы.
В раннем детстве мы себя не очень осознаем и вынуждены верить на слово взрослым, которые выносят о нас всякие суждения. "Моя красавица", - говорит мама, - "моя принцесса", - говорит папа, - "какая ты у нас умничка. Звездочка!" - говорят бабушки, учителя и т.п. И девочка растет с уверенностью, что она а) красавица, б) принцесса, в) умница и т.п. Да, это именно так просто и работает, если семья и воспитатели транслируют позитивные, похожие между собой, согласованные установки и соответствующее отношение. А когда они не согласованные, противоречивые или негативные, то ребенок также это внутренне принимает и соглашается. Он не будет перечить мнению родителей и выучит, что он "балда", "неуч" и "горе", с которым все мучаются, и продолжит регулярно ловить подтверждения таких идей - снова и снова. Так работает самосбывающееся пророчество (или эффект Пигмалиона) - ситуация, когда предсказание определенного события вызывает само событие, или "как вы лодку назовете - так она и поплывет". В знаменитом школьном эксперименте Розенталя учителям сказали, что у конкретных детей в классе по результатам диагностики выявлен высокий интеллектуальный потенциал, который в будущем раскроется. В конце года эти дети действительно набрали более высокие баллы по IQ тестам. На самом деле, ученики "с потенциалом" были выбраны случайным образом, но идея об их способностях изменила отношение учителей и их ожидания по отношению к этим детям, что, в свою очередь, повлияло на самих учеников (R.Rosenthal&L.Jacobson, 1968).
А вот еще один эксперимент, которые показывает, какое нетривиальное развитие ждет подобные ситуации. В состязании на время реакции студенты должны были в парах соревноваться в силе звуковых сигналов, которые они подавали друг другу по очереди. На высокой громкости звук доставлял ощутимый дискомфорт ушам соперника. Первой группе участников сказали, что их соперники склонны к сотрудничеству или конкуренции (агрессии) - причем, что "сотрудничающие", что "агрессивные" оппоненты опять были назначены случайным образом. В итоге, во время состязания студенты первой группы, которые соревновались с "агрессивными" соперниками, в два раза чаще использовали высокие громкости. В ответ на это (оклеветанные) соперники использовали ту же тактику и фактически стали более агрессивны! Т.е. подтвердили ожидания первой группы. Во второй же части эксперимента из соревнования убрали первую группу студентов и заменили "новыми", которые ничего не знали об агрессии или кооперации их соперников. Так вот, дорогие мои, те соперники, которых вначале назвали более агрессивными, продолжали вести себя более агрессивно и с новыми партнерами, у которых не было таких ожиданий. Как видим, установки в отношении людей продолжают оказывать на них действие, даже когда источники установок уже давно не присутствуют в пространстве жизни этих людей. [Snyder M., &Swann, W.B., Jr. (1978) Behavioral confirmation in social interaction: From social perception to social reality. Journal of experimental social psychology, 14, 148-162.]
Когда я думаю о том, насколько долгоиграющие эти оценки и ожидания, у меня мороз по коже. А именно так и происходит с нашим мальчиком, которого назвали "балдой": он выходит "в свет", знакомится с новыми людьми, взрослеет, занимается разными делами, нагуливает себе лысину, а все равно в глубине души чувствует себя "балдой" и вызывает отношение к себе, как к "балде". Приходит домой - и ему там жена озвучивает примерно тот же список его определений, только теперь родные с ним "мучаются" не потому, что он плохо учится в школе, а потому что на дачу вовремя не съездил и т.п. Как говорится, if you expect the worst of someone - you get the worst.
Надеюсь, никто не подумал, что во всем виноваты родители. У родителей были их родители, а у тех - свои. И если у вас самих нет ни от кого никаких ожиданий - можете бросить в меня камень на всякий случай. Мы все программируем друг друга.
(продолжение)