О дистанционном образовании, платформе Coursera и 200 000 любопытных зайцев

Oct 21, 2013 00:01


Верите или нет, множество самых ресурсных вещей приходят в нашу жизнь "случайно", то есть, когда мы легко принимаем решения, играючи, не завышая их значимость для своего будущего и благополучия человечества.
Вот так можно сидеть и тыкать во что ни попадя в этом вашем интернете, а в итоге бесплатно пройти почти что индивидуальный курс у профессора элитного университета с последующей сертификацией. Awesome!

Life Learner'ам тоже надоедает собирать информацию научным методом Гугла, и тогда они начинают тянуть ручонки к более сочным, структурированным и ограниченным по времени программам. Такие водятся на онлайн-пастбищах вроде Coursera и др. ресурсах дистанционного образования. Я просто хотела рассмотреть вблизи ассортимент курсов - среди бесконечных кибернетик, молекулярных чего-то там и дизайнов вдруг наткнулась на знакомые буквы "Social Psychology", и глаза мои дивно засверкали. В общем, записалась на него еще в начале лета - в первую очередь, потому что лектор производил впечатление человека с ярко выраженными браманическими качествами, и признаться, в моей личной истории общения с различными религиозными и общественными деятелями, примеров подобного уровня было немного. Я удивилась. Кроме того, хотелось попробовать образование по-американски - наших у меня уже есть два диплома с социальной психологией в комплекте. Обещанная нагрузка в 4-8 часов в неделю представлялась семечками - можно просто возлежать на кровати с тарелкой борща и, поглаживая кошку, лениво почитывать курс перед сном три раза в неделю. (Внимание! Не повторять в домашних условиях, факты и сведения искажены в целях придания тексту художественной окраски - автор не ест борщ на ночь и никому не советует).



Первая же неделя обучения наглядно показала, что чтениями перед сном не обойтись. В конце второй недели я уже в основном занималась только курсом, выпав из жизни и оставив борщ кошке. Мой workload третьей недели составил 40 часов, что было еще удивительней, чем лик профессора. На форуме уже шло жаркое обсуждение правомерности такой нагрузки после обещанных 4-8 часов, а сторонники конспирологических теорий доказывали, что мы все невольно стали участниками тайного эксперимента. Курс изначально позиционировался как вводный, не требующий подготовки, на него записались люди со всех уголков мира, владеющие английским на среднем уровне, ожидавшие, так же, как и я, диванных детских книжек с картинками. Текстовые материалы курса оказались не адаптированными, а взятыми из реальных учебников и монографий, с сохранением оригинального терминологического языка. Правда, все видео лекции были начитаны очень разборчиво и доступно. Но к тому моменту, как стало понятно, что разработчики не пожадничали и запихнули весь университетский курс социальной психологии в 6 недель, было уже поздно торговаться и оставалось только примкнуть к сторонникам заговора. В итоге к сентябрю из 200 000 поступивших подопытных кроликов осталось 100 000 - в целом ничего не поменялось, просто выбывшие устроили на форуме стену плача о том, как им некогда гулять с собакой. Американские студенты тоже удивлялись тому, как с этим бесконечным наукообразным чтением справляются носители других языков. Но мы справлялись и пыхтели дальше, потому что...

Было очень интересно, мое удивление распухло от постоянной стимуляции и не хотело приходить в себя. Нет, это была бы совсем другая история, если вы подумали, что речь шла просто о потреблении информации в больших объемах. Невообразимо, но авторам курса удалось смоделировать такую ситуацию вовлеченности учащихся, что это действительно было похоже на участие в двухмесячном глубинном эксперименте. К основным темам, как-то самооценка и самопрезентация, убеждения и предрассудки, связь поведения и восприятия, социальное влияние, конформность и подчинение, групповая динамика, агрессия и любовь, альтруизм и эмпатия и т.п., прилагалась практическая работа разного рода с последующим анализом и интерпретацией. Каждую неделю по результатам задания надо было писать отчетное эссе с использованием соответствующей терминологии и обязательными ссылками на источник. Плюс нужно было проверить работы коллег за предыдущую неделю, оценить их и на каждую работу написать рецензию. Мне так тяжело было сначала выдавливать из себя английский текст, но после курса я могу пачками писать эти сочинения. Ну и прибавьте большой тест в конце по всему-всему.

В обязательные учебные материалы были включены полные видео знаменитых экспериментов с шоковым генератором Милграма, Стенфордской тюрьмой и др. Это жутко. Я напишу как-нибудь о каждом, лишь скажу, что сейчас не 70-е, такие исследования более невозможно провести по этическим причинам. Но мое удивление "добил" состав авторов, которые предоставили материалы, а также создали что-то специально для этого курса. И если участие в проекте Чайлдини я еще восприняла нормально, хотя он звезда и почти что современный Макиавелли, то от присутствия в кулуарах Зимбардо я уже стала выдирать на себе волосы. Вы представьте только, по его учебникам занимается весь мир, вон я вижу даже на своей книжной полке "Психология и жизнь" - и можно просто так пообщаться с ним в скайпе! Все, конечно, не влезли в эту группу, участников выбирали случайным образом, я только запись сессии смотрела, хнык. Оказалось, наш профессор Плоус - его большой друг, и после Стенфордского эксперимента, когда Зимбардо годами старался загладить вину за ту неделю страданий подопытных и очень много работал с проблемами жестокости, власти в иерархии, контроля и подчинения, также получила развитие идея об альтернативной роли учителя. Она была реализована в этом курсе - учитель давал знания и сообщал о всех важных событиях и изменениях в программе, помощники координировали работу и отвечали на технические вопросы, а студенты оценивали работы друг друга в соответствии с предложенными ключевыми параметрами - саморегулирующийся класс.

А в конкурсе на лучшее финальное сочинение про День Сострадания (да, там надо было активно сострадать 24 часа) главный приз - ПОЕЗДКА В СТЕНФОРД НА ВСТРЕЧУ С ДАЛАЙ ЛАМОЙ. Хнык! Они еще не объявили финалистов, но что-то мне подсказывает, что с Далай Ламой у меня не выгорит, как и с Леди Гагой.
Зато я теперь член Social Psychology Network http://www.socialpsychology.org/member/degtyaryova
В журнале есть и далее будут встречаться материалы из курса по тэгу social psychology
Вот ссылка на сам курс на случай, если его запустят повторно https://www.coursera.org/course/socialpsychology
И вот мой красивый сертификат об окончании с отличием ^_^

психология, social psychology, usa, желания

Previous post Next post
Up